by Njuse4ka

Кажется, я внезапно поняла, какова моя главная миссия в настольном мире. Нет, не нести хорошее, доброе, вечное, хотя этим я тоже стараюсь заниматься по мере сил и возможностей, но внести свою скромную лепту в популяризацию такого явления как маджонг. Почему вдруг, когда нужно неустанно строчить заметки про эссеновские новинки, я вдруг вернулась к маджонгу? «Зачем?» — возможно спросите вы. Ведь это так недальновидно, и скорее всего этот постинг вряд ли наберёт большое количество просмотров, не говоря уже о комментариях. Но что поделать, если мне пока не хочется обзорить про новые игры, хотя партий в них уже случилось изрядное количество.

Почему, собственно, вообще захотелось написать про маджонг? Потому что периодически те, кому эта игра стала заочно интересна, просили меня помочь освоить его или сделать такие правила, из которых было бы предельно ясно, как, что и почему. Чтобы не возникало непонятностей, а все неясности по возможности были разъяснены. Другим аспектом (на мой взгляд, довольно принципиальным) была простота и быстрота освоения, а следовательно изложения. И я села и сама написала правила, постаравшись максимально разъяснить вопросы, которые могли бы возникнуть по ходу освоения, причём изложить всё это так кратко, насколько это вообще возможно. Если после изучения правил вам будет всё понятно или возникнет небольшое количество вопросов, значит с поставленной задачей я справилась хорошо.

Поначалу родилась идея снять два видео-обзора: про китайский классический маджонг и про японский маджонг (риичи). Но мы никогда не снимали видео, а Юшин к тому же как тот малыш-писатель из книжки про путешествие Незнайки и его друзей. Писатель, который не написал ни одной книги, потому что ему сначала пришлось обзавестись кучей необходимых для писателя гаджетов. И, когда эти гаджеты собственно появятся в нашем доме, шут его знает, посему я решила действовать по-старинке, и пришла идея не только обычного обзора, а тупо правил. Ссылку на полную версию правил в формате pdf вы найдёте в конце статьи, которая лишь превью и маленький робкий гид в тот увлекательный мир, что завётся маджонгом.

Костлявая игра

При игре в маджонг используются кости, которые забавно стучат по голой поверхности стола и бывают двух типов: масти (цифры) и козыри (драконы и ветра). По канонам партия в маджонг состоит из четырёх раундов, в каждом из которых играются по четыре раздачи. То есть всего получается шестнадцать конов. Раунды названы согласно ветрам: восточный, южный, западный и северный, и по договорённости могут состоять из восьми раздач по две в каждом раунде. Сколько конов играть, зависит от игроков. Одна раздача играется минут пятнадцать — двадцать, если всё идёт динамично. Если играть все шестнадцать конов, то партия займёт очень много времени.

Маджонг — это игра строго для четырёх игроков. Существующие варианты правил для трёх игроков страдают дисбалансом, поэтому настоятельно рекомендуется зарубиться полным составом.

Цельсь!

Цель игры — заработать очков больше чем другие игроки. Для подсчёта очков используются специальные палочки, которые с успехом заменяются обычными счётными палочками из канцелярского магазина. Каждый игрок изначально получает в свои азартные ручки 2000 очков. Я неспроста сказала «азартные», ведь палочки вполне можно заменить известными ценными бумажками определённых достоинств. В этом многие усматривают схожесть с покером, так как в покере тоже есть некий «стек», из которого игрок выплачивает проигранное. Так как игроков четыре, то сумма очков за столом всегда одна и та же — 8000 очков. При выплатах очки просто переходят от одного игрока к другому.

Среди компонентов, которые используются для игры в маджонг, ещё есть два кубика d6 и индикатор раунда.

Как получить очки?

В каждой раздаче каждый из игроков стремится раньше других собрать маджонг и объявить выигрыш. Маджонг состоит из четырёх сетов и пары одинаковых костей. Сочетание сетов в маджонге может быть каким угодно: то, какие это сеты и иногда их сочетание влияет на сам размер выигрыша, но не на его факт. В целом же существует всего три варианта сетов: чоу, панг и конг. Чоу может быть составлен только на цифрах (мастях) и представляет из себя последовательность (ряд) из трёх тайлов. Панг — это три, а конг — это четыре абсолютно идентичных кости — эти сеты могут быть собраны как на мастях, так и на козырях (драконах и ветрах). Любые четыре сета и пара одинаковых костей будут слагать из себя маджонг — выигрыш.

Сначала созидание, затем разрушение

В начале каждой раздачи все кости переворачиваются рубашкой вверх и хорошенько перемешиваются, затем строится стена, которую игроки будут разбирать в течение кона. Кубики нужны, что определить дилера, место в стене, где будет разрыв, а заодно и «мёртвую» часть стены, которая не будет разбираться. Каждому игроку на конкретную раздачу присваивается ветер: Восток (дилер), Юг, Запад и Север. Это важно при подсчёте очков и для взаиморасчётов в конце кона. Начиная от разрыва игроки разбирают кости и формируют таким образом первоначальную руку, которую в процессе игры будут модифицировать, пытаясь собрать маджонг.

Ход игрока очень прост

Вообще, маджонг — это несложная игра, в которой просто есть некоторое количество нюансов. Игрок берёт с конца стены кость, кладёт её себе в руку и сбрасывает любую из своих костей в центр стола, формируя общий дискард. Потом ход переходит к следующему против часовой стрелки игроку, который также берёт в руку кость, а затем сбрасывает любой тайл в дискард. Это основная механика игры.

В чём же интерес и азарт?

Сеты в руке можно собирать двумя способами. Один из них — дождаться со стены в свой ход нужных костей. Конечно, если тебе изначально пришли парные кости или масти по порядку, то шанс заиметь третью кость на сет гораздо выше, чем ожидание ещё двух нужных тайлов. Вероятность того, что они перепадут тебе, очень низка. Сеты в руке, собранные со стены, являются «закрытыми». Их плюс в том, что они стоят в два раза дороже, чем аналогичные «открытые» сеты, к тому же кости, что входят в их состав, скрыты от соперников. Последние постоянно анализируют свою руку и уже скинутые в дискард тайлы, делают определённые выводы и и на их основе совершают свои ходы. Скрытая информация ожидаемо не позволит себя учесть.

Самым интересным в процессе раздачи является сбор «открытых» сетов. Если создались нужные условия для сбора «открытого» сета, игрок сам принимает решение, реализовать эту возможность или нет. Это решение необходимо принимать очень быстро, так как «открытый» сет можно собрать только в тот момент, когда другой игрок сбросил кость в дискард, а следующий ещё не взял кость со стены, то есть не начал ходить. Поэтому игроку, который начинает свой ход, рекомендуется подождать три — четыре секунды прежде чем брать тайл со стены. Для сбора «открытого» сета игрок берёт кость, только что скинутую в дискард, добавляет к ней кости из своей руки и выкладывает собранный сет перед собой в открытую.

Почему игрок не всегда хватает подходящую для сета кость?

Это очень зависит от того, в каком направлении игрок планирует «развивать» свою руку. Конечно, в классическом маджонге вся принципиальность сводится к тому, хочет ли игрок рискнуть и увеличить стоимость своей руки или хочет быстренько нашлёпать дешёвый, зато практически гарантированный маджонг из чоу, которые, как правило, намного легче собрать. К тому же любое действие каждого игрока сильно влияет на всё последующее течение раздачи, а одну и ту же кость можно пророчить в разные сеты, которые теоретически более вероятны для сложившейся руки.

В общем и целом, справедливо будет сказать, что китайский классический маджонг весьма рандомен. Тем не менее, большое количество раздач, которые я с удивлением наблюдала со стороны, показывает, что все играют совершенно по-разному, хотя на первый взгляд вариантов хода не так много. Но это не так. Отсюда и появляется глубокий психологизм азартных игр. Предугадывание действий оппонентов, их стратегии, предположение о тайлах в их руках — это не только сухой анализ фактических действий, но и знание склонностей и привычек оппонента, их считывание.

Существует ряд нюансов при сборе разных вариантов сетов, они подробно рассмотрены в правилах. Особенно это касается конгов, которые собираются аж тремя разными способами.

Просить и защищаться — не зазорно

В какой-то момент у будущего победителя кона сложится ситуация, когда тому до маджонга (до выигрыша) будет не хватать всего одной единственной кости (см. картинку ниже). Эту ситуацию под названием «просящая рука» игрок обязан объявить во всеуслышание. С этого момента любая кость, сброшенная другим, может оказаться выигрышной. Противники, осознавая эту опасность, начинают вести себя несколько по-другому — они активно защищаются, стараясь не сбрасывать опасные кости в дискард. Важно также понимать, что если игрок не объявил «просящую руку», он не имеет права объявить маджонг, даже если подходящая кость окажется в поле его зрения (будет взята им со стены или сброшена в дискард оппонентом).

Пожалуйста, ожидайте…

Часто складывается такая ситуация, что для завершения маджонга могут подходить не одна, а две и даже больше костей, любая из которых позволит выиграть (на картинке выше — это 9 или 6 символов). Подходящие для выигрыша тайлы называются «ожидания». Другими словами, у игрока может быть одно, два или более ожиданий. По сути, большее количество ожиданий теоретически увеличивает вероятность того, что какой-то лопух за столом всё же скинет тебе в маджонг не ту, дак другую кость. Ожидания могут быть удобные и неудобные, в частности неудобным ожиданием является ждать в середину чоу. За подобное неудобство при выигрыше дадут больше очков.

— Маджонг!!! / — Сука…

Как только кто-то объявил выигрыш, радостно крикнув «маджонг», раздача заканчивается, и все игроки подсчитывают стоимость своих рук. По сути этот процесс сводится к тому, что по таблице игрок определяет стоимости отдельных сетов, которые затем суммируются. Накидывается двадцать очков за выигрыш, пару очков за неудобство ожидания, если такое было. Особенную прелесть добавляет факт наличия удвоений в руке. Очки можно удвоить и даже не один раз, если соблюсти некоторые условия. Например, панг любых драконов даст удвоение, а чистая масть (все кости одной масти) ошеломит аж трёхкратным. Это к разговору о стратегии, которую решается выбрать игрок, пытаясь урвать куш побольше.

Сорвать виноград на плоской крыше

Существует и активно используется в маджонге такое понятие как «лимитированная комбинация». Это какая-то супер-пупер няшка в руке. Например, три панга драконов, или все кости в руке зелёные, или в руке по одной козырей и единиц с девятками (крутышка «тринадцать чудес света» на картинке ниже), или только единицы и девятки (так называемые «головы и хвосты») и так далее, их список есть правилах. Когда в руке лимит, то стоимость отдельных сетов не учитывается, а за сам лимит игрок получает установленное количество очков, например, пятьсот. Эта цифра в том числе указывает на максимально возможную стоимость руки в принципе. Ни при каких условиях рука не может стоить больше лимита, хотя теоретически это более чем возможно, если в руке дорогие сеты и несколько удвоений. Надо признать, что игроки очень редко собирают лимиты даже при частой игре. За три года увлечения маджонгом я видела их три раза, то есть в среднем один раз в год. И то не у себя.

После того, как все подсчитали стоимости своих рук, производятся взаиморасчеты. Сначала все башляют выигравшему стоимость его руки (каждый по отдельности). Затем рассчитываются между собой, платя друг другу разницу в стоимости своих рук. Дилер (Восток) во всех выплатах получает и платит вдвойне, поэтому сидеть на Востоке и хочется, и колется. Но факт остаётся фактом — мощно урвать можно только будучи дилером.

Nachspiel

Рассказать правила маджонга легко, а объяснить его притяжение практически невозможно. Это так же сложно, как дать определение любви. Ещё более глубокий след в душе оставляет японский риичи-маджонг, о котором можно говорить вообще бесконечно. В классику же можно играть с совершенно разным отношением: можно воспринимать её как филлер, а можно довести состояние азарта до высшей точки кипения. Маджонг — это, пожалуй, единственная игра, проигрывая в которой, я чувствую себя по-настоящему униженной и оскорблённой :).

Кликни по кубикам, чтобы скачать правила китайского маджонга в формате PDF.

25 комментариев

  1. Ну ни фига себе сколько тонкостей, а себе представлял его совсем иначе

    • Njuse4ka:

      Вот ты ещё про риичи потом почитаешь… Там реально труба. Я лепила правила для турнира несколько дней и всё равно упустила кучу моментов 🙂

  2. xellir:

    А кость из дискарда после хода любого игрока можно выдернуть? А то мне казалось, что только у сидящего перед тобой…

    • Njuse4ka:

      На панг или конг у любого. На чоу — от игрока слева. Тот, кто берет на маджонг, имеет приоритет перед всеми остальными. Тот, кто берет на панг, имеет преимущество перед тем, кто берет на чоу.

  3. volt:

    Сразу всплыла фраза из мультфильма «Охотники на драконов» : «Меня мама вязать учила». Маджонг у меня как-то ассоциируется с китайскими бабушками и дедушками. Как у нас раньше во дворах «забивали козла», так у них — маджонг. Никого не хочу обидеть, но вот такая у меня в голове стойкая ассоциация. Видимо — это связано с художественными фильмами с китайской тематикой.
    А что означают символы на костях?

    • Njuse4ka:

      Стереотипы — стойкая вещь. Дело в том, что и в дурака играют во дворах на скамейках, но это не значит, что нет игорных заведений, пусть и подпольных, где эти же карты используют для игры в покер на деньги. Вы удивитесь, но маджонг из-за своей азартности даже законодательно ограничен в Японии, где очень большую популярность снискали маджонг-салоны — играют же там только мужчины. У рядового же жителя Японии есть свой стереотип, что маджонг — это ужасно, пагубно, азартно, а потому вызывает зависимость.
      У каждой кости есть своё значение. На них даже гадают. Это всё есть в интернетах.

  4. чёрный джокер:

    Нюся .. поедишь в Вологодскую, будет время заскочи в Устюг .. и передай Ему што я передумал опять .. Runewars пусть оставит на следующий год .. а на этот пусть будет ричи ..
    PS с другой стороны .. скажи што жена моя тоже .. передумала .. и теперь хочет вместо этого нелепого розового .. 10ти дюймого планшета с IPS экраном .. нормальную .. вполне себе девчачую .. игрушку .. Runewars

  5. Эх, нужно было на Эссен маджонг брать, научили бы нас 🙂

  6. Прикольное чувство, когда что-то в твоем сознании сложное и запутанное начинает раскладываться по полочкам и становиться достаточно простым и понятным 🙂

  7. Андрей:

    Нюсечка, напиши такую же про риичи. Я вроде бы правила знаю, но как же ты их интересно описываешь!

  8. буддийская игра — разрушать созидаемое 🙂

    • Bloomer:

      Не. Буддийская игра это Го. Вот в ней действительно можно достичь просветления. 🙂

  9. Ray:

    Подскажите, пожалуства насчет индикатора раунда — 4 раунда держится один ветер, затем меняется на другой и держится следующие 4? К тому же у меня на кубиках зеленый и белый драконы — они зачем тогда?

    • Njuse4ka:

      Всего 4 раунда (восточный, южный, западный, северный), в каждом из них 4 раздачи. Драконы, не знаю, зачем!

  10. Арк:

    >>> К тому же у меня на кубиках зеленый и белый драконы — они зачем тогда?
    >>> Драконы, не знаю, зачем!

    Для дополнительных партий по дворовым правилам, сильно сокращающих вероятность ничьей. Вы не обязаны играть эти партии и тем более иметь отдельные правила для них. Имеются такие же кубики с двумя пустыми гранями или совершено левыми рисунками для красоты.

  11. Дмитрий:

    Для полноты понимания — здесь описан маджонг китайский классический, а не китайский спортивный?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.