by Njuse4ka

Я тут сегодня сидела и думала. Вообще, да, я периодически этим занимаюсь :). И вот над чем, собссно, думала. Все пишут про «Андор». Потому что «Андор» — это новинка-локализация от компании «Звезда», новинка, которая в том числе недавно появилась и в нашей коллекции (спасибо Максу Верещагину!). Я бережно распаковала её, разложила, почитала правила, побродила в первой легенде по Андоровской безумно красивой карте, повтыкала на невероятного дракошу, но пока не имею права что-то о ней писать, потому что потребуется какое-то количество времени, чтобы проникнуться. Не умею я обзорно халтурить. Пока же, в том числе после прочтения уже появившихся обзоров и откликов, я могу с большой долей уверенности сказать, что «Андор» — это тот уникальный случай, когда про игру интересно писать и читать именно отчёты о прошедших партиях (как к примеру о Battlestar Galactica). Я чувствую, что простота правил, низкий порог вхождения в процесс, захватывающие приключения очень и очень многих не оставят равнодушными. Поэтому, пока все пишут про «Андор», я расскажу вам о новых филлерах, которые прочно вошли в нашу жизнь, а также в самое ближайшее время постараюсь в одной заметке провести сравнение градостроительных штучек: City Tycoon и Suburbia., каждая из которых оставляет поистине приятные ощущения. Филлеры же хороши тем, что на них не требуется много времени, в том числе и для их освоения, поэтому оформленные впечатления появляются быстро. А поговорим мы сегодня о Lemonade Stand от MayDay Games и «Клац!» от «Звезды».

Предположим, в клубе и на дворе раннее утро, и даже в Witch’s Brew идёт уже тяжело. Все хотят спать, но не сдаются, хотя из-за недостатка сна несут какую-то несусветную чушь, перемежаемую взрывами хохота. Что, правда, не мешает вовсе, а даже забавляет. Понятно, что мозгодробильное уже не покатит, после победы в Ghost Stories на hell сил совсем не осталось, но хочется чем-то отполировать игроночь перед тем как упасть и провалиться в сон. И тут на помощь приходят филлеры: уже много раз игранная Lemonade Stand и вновь открытая «Клац!».

Я уже упоминала, как создателям игры пришла идея надизайнить LEMONADE STAND. Об этом мне поведали на MayDay Stand на Шпиле :). Корни растут из старой игрушки для КПК, за которой я на днях провела полночи, продавая лимонад и ностальгируя — Lemonade Tycoon. В компьютерной версии игры, конечно, было всё посерьёзней, видимо, слово «tycoon» (в переводе «магнат») обязывало. Толкало к какому-то анализу, с построением графиков и подбитием итогов. Тут же хистори такова, что вы американский школьник, который за неделю до окончания летних каникул внезапно спохватился и решил, что хочет заработать несколько баксов на продаже лимонада. Впрочем, как и его друзья. А всё из-за желания купить какие-то клёвые игрушки, о которых трындят вокруг сверстники. На развитие «бизнеса» мамаша дала ему один доллар и сорок центов. Да и в процессе, если случится лимонадное банкротство, то всегда можно сбегать к мамочке и попробовать поправить положение пятью центами, которые она всяко даст. Выиграет тот из друзей, лимонадная лавка которого к концу седьмого дня принесёт больший доход.

Каждому игроку выдаётся по сету из трёх карт — это варианты цены, которую можно устанавливать за один стакан лимонада в конкретный день: 5, 10 или 15 центов, стартовый капиталец — картами монет: 5, 10 и 25 центов, а также долларовую карту, которая одновременно является картой действия.

Каждый день происходит одна и та же картина. Бедный школьник видит ОЧЕНЬ приблизительный прогноз погоды, который его ждёт на следующий день продаж лимонада. С точными метеорологическими предсказаниями крайне туго, что нам и показывает очередная карта погоды. Может случится один из пяти вариантов развития событий, от этого будет зависеть, сколько людей придут и по какой цене они будут готовы купить у вас стакан прохладительного напитка. Причём, в картах погоды есть две, которые называются «ахренеть ясно» и «долбаный шторм». В первом случае обезвоженный народ валит к вашей стойке несмотря на все прогнозы, а во втором случае — обломитесь, МЧС предупредило всех кроме бедного подростка с лимонадом, которые потерял несколько итак немногочисленных центов.

Игроки смотрят на прогноз погоды и взакрытую (благо, с картами это легко) готовятся к предстоящему дню: назначают цену за стакан лимонада, играют от одной до трёх карт монет, а также (опционально) долларовую карту. Интересно, что карты монет, имея номинал (5, 10, 25 центов), одновременно являются картами действия. Грубо говоря, сыграть карту в 25 центов — это значит потратить 25 центов, чтобы приготовить 10 стаканов лимонада. Сыграть карты в 5 или 10 центов можно двумя разными способами: либо приготовить 2 или 4 стакана, либо поставить обычный или крутой указатель соответственно. Мол, лимонад — ТАМ.

Ещё до того, как игроки узнают точный прогноз, они вскрывают сыгранные карты. Пятицентовые и десятицентовые карты нужно положить той стороной вверх, которой вы хотите их сыграть: либо приготовить лимонад, либо поставить указатель. Затем вскрывается следующая карта погоды и кладётся рядом с «сегодняшней» — стрелка укажет на точную метеорологическую ситуацию.

После этого отыгрываются действия на долларовых картах (если кто-то из игроков решил их сыграть в этот день продаж). Полагаю, долларовые карты были придуманы дизайнером позже, когда стало ясно, что игре не хватает взаимодействия — для филлера, я думаю, это важное качество. Это мы поймём, когда поближе познакомимся с «Клац!». Доллары — это собственно доллары, которые деньги, которые идут в подсчёт в конце игры. Их можно приобретать по ходу, зарабатывая и обменивая на них карты монет. Сыграв карту доллара в один из дней, игрок оставляет её себе просто в качестве доллара, но больше играть её не имеет права. Долларовые карты позволяют менять цену на лимонад (себе или другим), ломать у друзей указатели «Лимонад ТАМ», переманивать чужих клиентов или привлекать дополнительных клиентов к своей стойке другими способами. Ну, и всякое такое пакостное и не очень.

После того, как доллары отыграны каждый смотрит сколько клиентов он смог в итоге напоить лимонадом и по какой цене. Цена всегда берётся по наименьшему значению. Если вы выставили цену 15 центов, а пришедшие готовы заплатить только 10, то продашь ты по 10. И наоборот: если жаждущие лимонада готовы забашлять 15, а ты, дурак, выставил лимонад по 5, то и продашь по 5. Игрок определяет, сколько человек пришло. Количество клиентов указано на карте погоды в соответствующей строке. Эта цифра модифицируется указателями (повышают количество или не влияют на него, если на улице дождь), а также сыгранными в этот день долларовыми картами. Затем надо посмотреть, сколько лимонада ты заготовил. Если ты приготовил 4 стакана, а посетителей пришло аж десяток, то умойся — напоить ты можешь только четырёх. Карты монет, потраченные на подготовку к этому дню, скидываются — эти деньги ты израсходовал, чтобы вложиться в нужные ресурсы. И получаешь ту сумму, которую заработал, беря карты монет нужного тебе номинала, чтобы в сумме они слагали твой сегодняшний доход. Затем начинается второй день, и так далее.

Игра простая, весёлая, довольно рандомная из-за очень приблизительного прогноза погоды. Пойдя ва-банк, можно потерять всё, и придётся бежать к мамульке просить подкинуть ещё деньжат на разживу. А можно реально подняться, заработав за один день аж полтора бакса, и свысока смотреть на своих неудачливых друзей. Мне говорили, что уход от подсчётов был сознательным шагом, ведь в Lemonade Tycoon одним из самых интересных элементов была лимонадная рецептура. Да и прогноз там был точен, хотя в течение дня температура могла скакать в конкретных пределах. Честно говоря, я бы усложнила игру, оставив рандом, но внедрив рецептуру, а также ввела некие события, влияющие на продажи. В общем, не уходила бы сильно в сторону такого вот филлера про американскую школоту. Но мы имеем то, что имеем, а оно представляет собой действительно хороший и приятный филлер.

У Lemonade Stand есть один ощутимый минус — она языкозависимая из-за долларовых карт. Для тех, кто плохо знает английский, это стало настоящим препятствием. Чего нельзя сказать о КЛАЦ! — локализованной игре от компании «Звезда», оригинальное название «Nox». «Клац!» — это языконезависимая, очень простая, довольно пакостливая игра, в которой весь процесс строится на прямом взаимодействии игроков. Она показалась мне идеальной, если хочется расслабиться и весело провести время в компании приятных адекватных людей.

«Клац!» настолько прост, что описание подготовки к игре начинается со слов «прочитайте правила» :D. По-моему, я нигде ещё не встречала подобного совета, особенно уже в процессе их, собственно, чтения. Когда мы говорим о локализованной игре, то сразу принято обращать внимание на качество издания. Качество великолепное, как впрочем и все последние новинки от «Звезды». В руки брать крайне приятно. Единственное «но» — в протекторах не влезет, даже если убрать из этой небольшой коробочки инлей (в отличие от Lemonade Stand, но тут, понятно, MayDay постарались, недаром, что протекторы поставляют). Вещь печальная, ведь карты постоянно мусолятся в руках и, несмотря на то, что они хорошего качества, без одежды долго не проживут. Можно избавиться от коробки, но коробка мне ТАК нравится :(.

В «Клац!» офигенный и неожиданный арт: черепушки с именами Рамон, Джек и Альберт несмотря на их некро-дизайн вызывают очень тёплые чувства :). В колоде из девяноста карт есть всего три цвета, но номинал карт одного цвета не встречается в картах другого цвета, например, тройки только оранжевые, единицы синие, а двойки зелёные.

Сам же процесс предельно прост. Игрокам количеством 3-6 выдается по три карты. Играется несколько конов, пока кто-нибудь не наберёт 150 очков. Но мне думается, как и в «Ундервуд» играть можно сколько угодно — сделайте «до тыщщи» и играйте до посинения. В свой ход игрок может выложить карту из руки перед собой, формируя свой набор, или положить карту перед другим игроком, формируя его набор. Карты разных цветов кладутся в разные стопки, карты одного цвета в любом наборе можно класть либо рядом, либо друг на друга. Как только у кого-либо формируется шесть стопок, кон тут же заканчивается, и производится подсчёт очков. Очки на верхних картах стопок складываются, а результат фиксируется на бумаге. В чём прикол?

Забава #1, уменьшительно-ласкательная. Когда вы кладёте напротив другого игрока карту на карту (того же цвета), то вы можете значительно уменьшить номинал карты, которая окажется в стопке наверху, а следовательно количество очков, которое этот игрок в итоге получит. Эдак с пятнадцати до единицы, если повезёт. При этом не забудьте ехидно, но в то же время ласково на него посмотреть, чтобы градус игровой ненависти подскочил повыше.

Забава #2, мстительная. После того, как на вас ласково посмотрели, перед этим безжалостно урезав вам количество очков, не тушуйтесь. Мониторьте ситуацию, Несмотря на очевидный рандом и фан, исход кона вполне можно качнуть в свою сторону, создав соответствующие предпосылки. И унизить того, кто больше всего вас унижал. Например, неожиданно закончить кон в тот момент, когда остальные меньше всего этого ждут. Как правило, когда кон уже играется какое-то время, сделать это не так сложно. Для этого необязательно иметь у себя пять стопок, чтобы закончить выложив шестую. Можно подложить шестую карту другому игроку. Ситуация меняется, поэтому сделать это надо, пока у тебя наверху стопок максимум очков, тогда как у других очков маловато.

Забава #3, эффект схлопывания. В тот момент, когда у игрока в ряду оказываются карты одного номинала (а значит и одного цвета), эти стопки немедленно складываются в одну. Западло страшное, я вам доложу, но не такое редкое, как сначала предполагалось. Посему очень опасно иметь в своём наборе две карты одного цвета, но сильно отличающиеся по номиналу, например, 5 и 14 зелёного цвета. Другой игрок может положить на 14 пятёрку, и стопки немедленно схлопнутся.

Забава #4, радужная. Игрок получает ноль очков, если в его наборе нет всех трёх цветов. Поэтому позаботьтесь, чтобы на тематическую некро-вечеринку пришли все трое: и Рамон, и Джек, и, простигосподи, Альберт.

И, пожалуйста, запаситесь листочком бумаги. Пусть он будет небольшим, но не тем мизерным обрывком из-под упаковки таблеток, на котором писали мы. Да, лупы в комплекте нет, но Рамон смотрит весьма насмешливо. Что-ли… не потакайте ему :).

Бытует мнение, что хороший филлер сделать даже труднее, чем игру средней сложности. Ключевым тут является слово «хороший», потому что обилие всевозможных филлеров никак не связано с уровнем их качества. Филлеры же как совершенно особый класс игр имеет полное право на существование. Недавняя игротека в библиотеке им. Добролюбова, в которой я принимала участие в качестве гейм-мастера, позволила мне взглянуть на филлеры с совершенно иной, непривычной для меня стороны. Со стороны огромной пользы филлера как гейтвея для совершенно непосвящённых. Очень важно, чтобы филлер при этом был хорошим. А бурное обсуждение настольного дико гиковского меню для приближающегося НастолКэмпа подтолкнуло к мысли взять филлеры с собой. В предутренние часы, когда захочется чего-то на посошок, чтобы поставить нежирную точку в очередной настольной ночи, вполне можно достать филлер и напоследок радостно чпокнуть кого-нибудь в Lemonade Stand или «Клац!».

13 комментариев

  1. _ГрАнд_:

    Уже до ацетилсалициловой кислоты доигрались? 🙂
    Вы там аккуратнее, здоровье поберегите. А то как же мы без тебя? 🙂

  2. у нас Клац хорошо пошел. самое то для филлера — никакого текста и просто как дважды два. только мы почему-то говорим «Склеп» ))

  3. Самое неприятное в Клаце, когда тебе три цвета не приходят 🙂

    • Njuse4ka:

      Я всё время этого опасаюсь, но третий всегда приходит 🙂

    • Нет самое неприятное это когда у тебя 5 карт и они двух цветов (и тебе нужен третий), и кто-то другой, вместо того чтобы схлопнуть тебе две пачки подсовывает 6 карту!!!!!!!

      Но такого же цвета как у тебя есть. гы-гы вот это засада. игра сразу заканчивается и один игрок полностью вылетает. западло полное

      • Njuse4ka:

        ну, ты лопушок.. зачем же себе 5 стопок городить? и надо всячески этого избегать, может, и самому схлопывая 🙂

  4. Да про андор будет приятно как проходят партии. Но, к сожалению, этого делать нельзя, т.к. это будет спойлер. И людям прочитав потом не так уже интересно будет играть. И на удивление, это многие поняли и стараются не озвучивать что и как происходит.

  5. Tanion:

    Пример записи очков убил наповал 🙂

  6. Даааа, улыбнулся от вида бумажки от таблетки тоже=))) Тяжело вам там, в Архангельске=)

  7. Женя:

    А я вот скачал вариант игры Клац! с животными, распечатал и играю)
    Кому интересно ссылка где скачал готовый вариант игры для печати.
    http://babycot.ru/%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%B3%D1%80%D0%B0-nox/

Добавить комментарий для Spotty Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.