Мы все такие социальные, что страшно делается. То тут, то там слышны голоса особо коммуникабельных, воркующих одну и ту же избитую мысль: больше настолок — больше общения всякого разного. При этом мы же с вами ясно представляем, что фантазии на тему, куда катится в том числе настольный мир, имеют место быть. Варианты же использования накопленного десятилетиями настольного опыта и многообразие игр приобретают с течением времени различные формы, какой, к примеру, является перевод настолочек в виртуальный режим. И никто же не против, потому что это своего рода выход из ситуации, когда не с кем, негде или некогда. Хотя… Вот, опять слышу крики, что настольные игры – это прежде всего общение живьём.

А если я унылый мизантроп и не люблю людей? Ну, предположим, не я, конечно, я слишком болтлива для этого, а вот вообще… Мифический персонаж. Может наш лирический герой интроверт? А, может, я просто хочу иногда побыть одна? Бывало и такое.

Какие неожиданные решения предлагают гейм-дизайнеры для того, что можно смело назвать пасьянсом. Эти игры просто замечательны, потому что, несмотря на изначальную сухость пасьянса, тебе бывает дико весело. Давеча поймала себя на том, что, играя в Freitag зеленоволосого Фридмана Фриза, болтаю сама с собой без умолку! 🙂 Как им удаётся пасьянсу добавить атмосферу? Как удаётся создать для Onirim высокую реиграбельность, которая, казалось бы, является прерогативой классических карточных пасьянсов? И зачем мне надоевшая классика, если я могу поприключаться с Робинзоном на острове средь диких зверей и других опасностей или побродить по закоулкам своих снов в поисках заветных дверец из коварного подсознания?

В принципе, если вы ещё не знакомы с этими играми, то я бы порекомендовала к ним присмотреться, даже если вы не приемлете соло-режим как явление. Чтобы вам было не так страшно бродить по сновидениям в одиночку, к Onirim прилагается кооперативный режим на двоих, а в «Пятницу», честное пионерское, действительно очень интересно играть, это даже для меня удивительно. Всё-таки пасьянс по определению должен располагать к какому-то расслаблению, чего в случае с Freitag не происходит, слишком завораживает декбилдинг в режиме соло, слишком много угроз таит в себе необитаемый остров. А один взгляд на не отягощённое интеллектом лицо Робинзона сразу даёт нам понять – дааа, тяжело будет помогать этому дебилу выжить.

В родном гнезде на Настолкомании я довольно подробно описывала как правила Onirim, так и впечатления, ощущения, а также предпосылки появления в нашей домашней коллекции этой соло-игры. С тех пор утекло довольно много воды, но моё отношение к Onirim не поменялось. Цель игры — проснуться. Вернее, найти выход из лабиринта сновидений путём обнаружения восьми дверей. В процессе игрок расходует колоду карт, добирая их определенным образом в руку, формируя из них ряд лабиринта, справляясь с появляющимися кошмарами на этом нелёгком пути. Обнаружить нужную дверь можно двумя способами: либо пройти через три комнаты одного цвета (выложив в ряд три одноцветные карты), либо отомкнув дверь ключом (когда карты двери и ключа одинакового цвета неожиданно оказываются у вас в руке). Пасьянс сошёлся, если вы нашли все восемь дверей, а колода карт не иссякла.

Onirim просто прекрасен тем, что Shadi Torbey предусмотрительно засунул в коробочку аж три дополнения к этой хорошей игре. Дополнения очень сильно влияют на процесс, с одной стороны усложняя его, с другой — даря новые возможности для выполнения заданий и преодоления новых препятствий.

Далее от меня воспоследуют скорее советы и некоторые рекомендации. Совет номер один: пожалуйста, не покупайте Onirim в жестяной коробочке, карты там хуже, чем в обычной, у меня была возможность их качество сравнить. Хотя, конечно, жестяночка возбуждает, я понимаю :). Совет номер два: никогда — никогда! — не играйте сразу с тремя допами, вы не получите долгожданного отдохновения, устанете от долгой партии, а главное — фиг выиграете. Согласитесь, проигрывать неприятно, даже если это какой-то там пасьянс-шмасьянс. Лучше играть с одним, максимум с двумя допами: выберите те, которым вам больше по душе, и айда шляться по лабиринтам.

И, наконец, ко мне очень часто поступает один и тот же вопрос по поводу правил, звучит он следующим образом: если я выложил три карты одного цвета и отыскал таким образом дверь, а потом приложил четвертую карту того же цвета, считается ли, что я нашёл вторую дверь этого же цвета, или нужно начинать новый ряд из трёх карт? Отвечаю: нужно начинать новый ряд из трёх карт. Это не моё авторитетное мнение, а мнение автора игры, в которое меня услужливо ткнул Вова 🙂 — The cards already played will not count for another Door. If you want to get the second door of the same color, you will have to play three more cards. Как говорится, мотайте на ус. Если нет усов, мотайте на уши, вырастут — перемотаете…

Процент моих выигрышей в Onirim, как бы помягче сказать, очень невелик. Я тут выше делаю вид, что я гуру и всё такое, наставляю на путь истинный. Но где он, это истинный путь, если сама я почти всегда замешиваю все три допа, чтобы случилось мясо? Понятно, почему я уже не помню, когда последний раз выигрывала, попробуй ка выиграй, когда башни рушатся, а кошмары лезут в самый неподходящий момент. Это я к чему всё говорю — в «Пятницу» я вообще выиграть не могу, даже на самом лёгком уровне, забавно, да?

Freitag — это действительно соло-приключение, причём очень приятно оформленное. Мне кажется, что соло-играм особенно нужно красивое и качественное исполнение. В игре используются три колоды: карты угрозы, карты боя и карты возраста. Весь игровой процесс сводится к тому, что вы как Пятница помогаете Робинзону преодолевать возникающие угрозы, вытягивая карты из соответствующей колоды угроз. Карта угрозы разделена на две части. Успешно проходя очередное испытание, вы пополняете колоду боя новыми картами — картами угрозы, в последствии используя другую их сторону — сторону боя. Таким образом игрок прокачивает свою колоду боя, проходя три раунда игры (они называются шагами). С каждым шагом угрозы становятся всё мощнее, но и Робинзон уже не фуфел какой-нибудь, его теперь голыми руками не возьмёшь. Правда, он стареет — когда колода с картами боя выбрана, то она замешивается, но в неё попадает одна карта из колоды возраста, обычно она мешает при борьбе с опасностью. Апофеозом приключения становится битва с двумя пиратами: если вы их одолели, то возьмите с полки пирожок и плывите домой. Как вы понимаете, пока ни одного пирожка мне не обломилось, хреновый из меня Пятница.

Почему же эта игра интересна и сложна? Всё дело в её стратегичности. Выиграть быстро не получится, и отчасти этим объясняется её дикая реиграбельность, ведь на прощупывание механизма уйдёт некоторое время. Любимое настольщиками слово «баланс» здесь приобретает несколько иной смысл — приходится балансировать между принятыми решениями. Каждый ход игрок принимает массу решений, которые напрямую влияют на конечный результат — хоть раз бы увидеть этих пресловутых пиратов, маячащих на горизонте…

Первое решение в ходе игрока касается того, с какой из двух угроз побороться сейчас. Следующий ряд решений касается того, сколько карт боя вытянуть для борьбы до максимально возможного их количества, как отыграть и отыграть ли спецсвойства вытянутых карт, в каком порядке это сделать, потратить ли жизни Робинзона, чтобы вытянуть дополнительные карты боя. И, наконец, в какой момент принять решение закончить бой: выиграть его или проиграть. Учитывая, что любое решение сильно влияет  на исход партии, а этих решений в течение всей игры принимается гигантское количество, становится понятно, почему выиграть сложно. Рандом прихода карт имеет место быть, но я не скажу, что они дико разнообразны, с ними можно внимательно ознакомиться заранее, чтобы представлять, что тебя ждёт. Во Freitag как нигде необходим навык игры в эту конкретную настолку. С каждым разом вы будете продвигаться всё дальше и в один прекрасный день доведёте туповатого Робинзона до конца этого приключения целым и невредимым.

Мы всегда очень боимся всего, что может поколебать какие-то закостенелые устои, которые кажутся нам единственно верными. Что книги должны быть бумажными, а настольные игры должны обязательно дарить общение. А потом появляются е-буки, онлайн-площадки для игры в любимые настолки, игры с соло-режимом. И ты понимаешь, что это на самом деле не ограничивает тебя, не переводит нечто привычное на другие, противоположные, рельсы. Наоборот, расширяет твои возможности, подогревает интерес, позволяет делать так, как раньше не получалось, не задвигая при этом в дальний угол картон, пластик и живое общение сидя за столом, на котором так красиво разложено всё это добро.

Njuse4ka

47 комментариев

  1. Соло игры — это очень даже хорошо. Жаль, что все игры нельзя играть в соло режиме 🙂

    Шпасибо за обзор — к «Пятнице» присматриваюсь — меня воть дизайн смущает. Мужик бородатый с пальцами выглядит по постмодернистски… Но коле Нюсечке понравилось — надо брать, ибо сие есть показатель. А чего показатель — я ещё не решил, но это очень важный показатель способствующий покупке 🙂

    • Njuse4ka:

      Дизайн сомнительный, но я, например, не могу смотреть на карту «мимикрия», меня начинает потряхивать от смеха.. )
      Вообще, интересное творение, эта «Пятница». Вроде простая, а хрен выиграешь.
      Да я Авторитет!! ))

      • Нюся, твоё ощущение собственного Я отстаёт и не доросло ещё до уровня отношения к тебе уважаемых тобой людей. )))
        Ты — авторитет ТЧК принимай, как «больше, чем факт».

  2. krasotun:

    Интересная штучка эта Пятница. Но все равно, мне кажется, что соло-игры это не фонтан… Грубо говоря как на компе играть, хотя может я просто не пробовал… )

    • Njuse4ka:

      Всё-таки комп.игры отличаются от настольных очень сильно, т.к. в своём арсенале имеют совсем другие механики, а следовательно ощущения. Даже играя в настолку на том же айпэде, ощущения настольности не пропадает. Некоторые любят соло-режим либо в принципе, либо приемлют его как альтернативу. Скорее всего вам он не понравится 🙂 Но в целом имеет право на существование…

  3. Спасибо в воскресенье за «Пятницу», опубликованную в субботу! :Р
    Первый обзор, прочитанный мной по этой игре, возникло огромное желание попробовать, а то и приобрести.

    • Njuse4ka:

      экземпляр не мой, мы наверно будем приобретать в свою коллекцию, уж очень она мне понравилась, но на английском. хочется знать, чего вверху карт написано, это добавит атмосферы. а то смотришь на этот дойч как баран 🙂 а гугл-переводчик иногда ерунду такую выдаёт. он вообще часто это делает..
      и, пожалуйста 🙂

      • Нюся, солнце моё — проверяй почту, я тебе ссылочку полезную бросил по русскоязычным названиям карт 🙂 Получай свои емоции 🙂

  4. Спасибо 🙂 Как всегда замечательно (Я не только пр остатьи) 🙂

  5. _ГрАнд_:

    Спасибо за «Пятницу»! Приглядывался, почитал правила, почему-то не впечатлило. Хотел было на пробу пнп сварганить, а тут вдруг «авторитетное» good. 🙂 Нужно будет как-нибудь прикупить, забава-то недорогая.
    В Онириме больше всего понравились Башни. Наверное, потому что собирать одновременно два ряда интереснее.
    Кстати, опробовал соло: К2, GS-WhiteMoon, Le Havre. Как-нибудь напишу на oflex подробно, а в двух словах:
    К2 — уныло, однозначно для мультиплеера.
    GS-WM — интересно, но не так, чтобы навсегда отказаться от базы, 4,5 из 5 баллов. Нужно будет ещё попробовать «проклятых детей».
    Le Havre — Лоян гораздо лучше Гавра, Гавр гораздо лучше Агриколы. Хотелось бы побольше возможностей в соло, до мультиплеера не дотягивает. Только-только разыгрался и — финиш, седьмой раунд закончился. Тем не менее рандомность хорошая. Попадёт эдак «верфь» под конец одного ряда зданий — и тренируйся в поиске еды. А в другой раз кораблями обвешаешься, за еду совсем не напрягаешься.
    Ну да ладно, как-нибудь усядусь за подробное описание.

    • Njuse4ka:

      Ты самый-самый для меня авторитет в вопросе соло-режима!
      Я буду с нетерпением ждать очередного опуса, тем более, что читать тебя одно удовольствие, так как написано это хорошим языком.
      К2, как по мне, неинтересна и для мультиплеера.
      Гавр не пробовала — эта игра однозначно в ближайшей очереди на освоение, тем более, что она есть поблизости у наших друзей. И Лоянг, и Агриколу я люблю, значит и Гавр должен произвести на меня самое благоприятное впечатление.
      Про Белую Луну я с тобой не могу согласиться — с ней гораздо интересней играть, правда я никогда не играла в ГС соло, в неё хочется почувствовать локоть партнера. А его гораздо интереснее чувствовать, когда такое мяско на столе 🙂

  6. пятницю хачу, слишишь, да?!

    а я уже месяца три не могу ее впихнуть ни к кому в заказ. теперь еще сильнее хочется 🙂

  7. Levsha:

    Ха)) только вчера сыграл в Пятницу» десяток партий на даче у камина! 🙂 Игра показалась мне жутко тяжелой и в тоже время интересной. После очередного слива так и норовит разложить заново. Чем то напоминает GS в принятии решений исходя из ситуации, слить карту угрозы отдав жизнь(и), вскипятить мозг действиями на картах и просмотром колоды сброса, или всё же рискнуть. Пока добираюсь только до желтого уровня, а там уже мой «Бомж Василий» умирает от очередной угрозы. Возможно я что-то упускаю, но я единственный кто так хреново в неё играет?)) о пиратах даже и не мечтаю… но конечный счет записываю и наблюдаю небольшой прогресс )

    А Онирим в разы легче Пятницы», особенно базовый. И кстати, использовав колоду из «металлического издания» научился хорошо шафлить карты. Обе игрули очень хороши, если не ждать от них сверх чего-то огогошного 🙂

    • Njuse4ka:

      Мой тоже на жёлтом умирает и делает это, сволочь, крайне неожиданно 🙂 Очень затягивает.. И конечно ты не единственный хреновый Пятница. Предлагаю основать Клуб Пятниц-лохопетов. Напоминает resident evil, когда её там десять тыщ копий производили и отправляли на испытание. Но она хоть выглядела привлекательно в отличие от 🙂
      Удачи с дипломом! Сама недавно пережила этот кошмар 🙂

  8. BooLEan:

    В своё время от Пятницы отказался в пользу Глен Мора, начитавший кой-кого, теперь она Пятницу халит, ааааа! Что же делать-то :))

  9. Sergeant Perecz:

    На boardgamegeek есть такой забавный, на мой взгляд, обозреватель Enrico Viglino (calandale). Он играет не просто соло, и даже не «сам с собой дует», он играет в одиночку трио и квартеты…. http://boardgamegeek.com/user/calandale/blogs
    Жалею я его…

    Мне кажется, Нюсечка, что Вы слишком обобщаете, как определение «главного» в настольных играх, так и наши страхи «поколебать закостенелые устои».
    Общение в настольных играх важно, но не менее ценны тактильные ощущения и пространственное восприятие. Я думаю, только последние два могут заставить человека, желающего играть соло, между компьютерной версией и настольной — выбрать настольную (я понимаю, что Вы писали не совсем об этом, но это интересная тема).
    У меня нет сомнения, что augmented reality и всякие surface столы убьют картон и пластик большинства настольных игр, так как преимущества автоматического моментального setup, разъяснения правил на примерах, и моментальной уборкм игры — очевидны (список можно продолжить). Но некоторым из игр смерть плоти не грозит: шахматы, шашки, нарды, го, пасьянс, доминьон (?) ;-).

    • Юшин:

      насчет дополненной реальность не соглашусь. Были уже попытки. На PS, например.
      Оно, конечно, быстро все и красиво. Но бездушно.

      • Sergeant Perecz:

        PS? Посмотрите Settlers Of Catan (Колонизаторы) на Microsoft Surface
        http://www.youtube.com/watch?v=sdUFT01vzyI
        Даже кубики есть;-)

        Относительно настоящей «дополненной реальности» — удобно это будет только с очками. Самый продвинутый проект Google Glass к этой цели не близок. Вероятно, нужно ещё лет 10.

        • Юшин:

          Да видел я всё это. 🙂
          Потому и говорю, что бездушно. Красиво, да. Функционально, да. Но бездушно

    • Njuse4ka:

      Все говорят больше об общении, на это делают упор те, кто хотят привлечь новых адептов к нашему с вами общему хобби. Поэтому статья построена на контрасте именно к этой точке зрения. Насчет тактильных ощущений и пространственного восприятия, конечно, соглашусь, это вещи значимые. Я поняла, что довольно всеядна: как к жанрам, так и к игровым режимам (соло или нет). Мне нравится и то, и то. Для меня ценность настольных игр в том числе и в возможности провести соло-партию, почувствовать карты и дерево в руках, даже если рядом нет живых оппонентов.

      • Sergeant Perecz:

        Последние два года я очень ценю живых партнёров.
        Желаю Вам играть соло партии только по собственному желанию. Всегда, до дней последних донца!

    • Зачем же убьют?
      Я как-то где-то в сети читал интервью с основателем и владельцем Days of Wonder.
      Он там интересную статистику привёл о том, как вывод на рынок электронного приложения резко увеличивал в конечном результате продажи hardcopy игры, проданной до этого уже миллионным тиражом. Разговор там шёл о T2R.
      Причём с разработкой этого приложения для нового эппловского девайса задирало продажи картона на 10-25%.

      Так что этот мир слишком не прост, чтобы о нём делать скоропалительные выводы. 😉

  10. Соло игры — это хорошо. А где обзор — отчёт по головоломкам с критикой в мой адрес по поводу рекомендаций по «Шпиону»? 🙂 Именно Нюсечкин подробный отзыв по головоломкам жажду прочесть уже год — и нифига мне не обламывается. Может теперь увижу? Ась!?

    • Njuse4ka:

      Все не могу на них выделить время. Да и зачем про них подробно писать, ты уже всё так хорошо написал! По секрету: завтра появится большая статья, там будет про Шпиона чуть-чуть нелестно 🙂 Но статья не только про Шпиона, не статья, а суп 🙂

      • Ну я так — про впечатления интересно услышать, что понравилось, что — нет. Жаль, что у тебя Шпион не пошел — даже странно, так как я сам к нему вначале «не особо», а потом, поняв принцип, проникся идеей. Может неверно играешь?…

        • Njuse4ka:

          Ты знаешь, я допускаю, что просто не поняла прелести. Но с антивируса меня как-то сразу пропёрло 🙂

  11. Думаю, сделаю пнп пятницы. На немецком брать не охота, англ. — дорого, а поиграть хоцца 🙂

    • Njuse4ka:

      Вова, а на англ сколько стоит?

      • Да где как: то 20 евро, то 18 фунтов, это если смотреть с Европы и без доставки, в общем, дороговато за 70 карт и 20 жетонов. А Америка не катит, там нам пошлину ещё платить нужно.

  12. Интересное решение вопроса «негде, не с кем и некогда» :).
    Правда, соло-занятий есть великое множество и без настольных игр. В моем случае при расстановке приоритетов они побеждают.

    Пятница — такой забавный. Никогда бы не подумал, что такой арт может быть в солоигре. Ну а качество исполнения важно для любой настолки :).

    • Njuse4ka:

      У меня многие остальные соло-занятия обычно обязаловка и не для души 🙂 Разве что чтение книг — нет.

  13. Вопросик по правилам (русским). Пункт 4. Вы проиграли в бою (стр.5-6). За проигрыш нужно заплатить разницу очками жизни..бла бла бла и дальше…Этими очками жизни вы можете оплатить уничтожение сыгранных карт боя. Получается, убрать ненужные/плохие карты боя можно теми же жизнями, которые ты отдаёшь за слив? или другими?

  14. Пумбрия:

    Насчет «металлического» издания Онирима — на всякий случай для информации: обычное издание (в картонной коробочке) — Z-man, а в металле — немецкий Pegasus. Попытка схитрить и запихнуть более удачные американские карты в симпатичную немецкую коробочку не увенчалась успехом — янки-карты чуть больше, не лезут 🙂 Так что немецкая жестянка отправляется в свободную продажу.

  15. «дааа, тяжело будет помогать этому дебилу выжить»

    я плакал )))
    От оформления я тащусь! Это же такой качественный стеб!
    Типа нам в книжках/фильмах/мультфильмах всегда показывали эту историю глазами Робинзона, как он героически боролся за выживание с дикой природой и какой он молодец.

    А это, как я понял, фантазия на тему как выглядел Робинзон глазами Пятницы-туземца. Страшный, бледный дегенерат (в глазах туземца то, никогда не видавшего европеоида), который приспособлен к жизни хуже ребенка и постоянно влипает в неприятности 😀
    Крутотенюшка!

    И вообще, спасибо за обзор, игра меня сильно заинтересовала. Если она такая сложная и захватывающая, и к тому же ее тут с «призраками» сравнивают … хм … *игра пошла в виш-лист* 🙂

    • И еще, это больше к Юшину, у меня тут созрело две мысли по интерфейсу блога:

      1. Сделать комментарии «сверху-вниз». Мне обратный порядок сначала даже понравился, хоть и было непривычно немного. Но сейчас при более активном комментировании очень сложно ориентироваться. Ведь комменты идут снизу вверх, но когда кто-то кому-то отвечает то эти ветки идут сверху вниз. В результате, чтобы проследить ход дискуссии, нужно читать снизу, но постоянно забегать вперед, чтобы найти начало очередной ветки, потом читать вниз, потом снова вперед до начала следующей ветки, в общем неудобно малость.
      Как вариант можно отключить ветки комментов, чтобы все комментарии шли друг за другом.

      2. Бала бы желательна подписка на комменты по электронке. А то отписал что-то в разных постах, а потом приходится постоянно все их просматривать не ответили ли тебе. Пока постов мало это не критично, но потом будет не торт.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.