by Njuse4ka

Переигроз? Нет. Маленькое слово, в котором целый мир. Несмотря на то, что игр было достаточно много, а игроков было всего в два раза меньше, то выбор, который представал перед взором даже искушенного настольщика, был до неприличия огромен. Я насчитала 90 позиций, хотя велика вероятность того, что я ошибаюсь на, скажем, плюс — минус две или три. Несмотря на то, что настольное «меню» блистало разнообразием, несварения вовсе не случилось, потому что употреблялось это не беспорядочно, а лишь по желанию. Большое же количество гиков не позволяло оставаться без компании, а органично перемещалось от стола к столу, заполняя все пробелы этого самого настольного желания «употребить». Желания, которое удовлетворялось вдвойне, а то и втройне, ведь при этом за столом были такие же «гурманы», как и ты. Но надо признать, что к «десерту», как и в жизни, силы уже иссякали, поэтому в качестве вишенки на сытном торте были какие-то лёгкие, маленькие и быстрые игры.

Опыт? Опыт. Опыт! С каждой поездкой я получаю всё больше удовольствия от игр. Честно. В этот раз я даже смогла на мгновение остановиться и осознать, что очень сильно погружена во всё это. И с летом ощущался контраст. Не скажу, что эти ощущения вошли в конкретный перпендикуляр по отношению к… :), но тем не менее. На этом фоне мне сначала показалось странным, что количество партий не зашкалило, но я имею сказать, что количество и качество — это вещи настолько разного порядка, что количеством даже не всегда уместно мерить опыт. И этот момент особенно неоднозначен в настольных играх. Летом я «пережила» 27 партий, а зимой всего 17. Но эти семнадцать были намного насыщенней и интересней, чем те двадцать семь.

Хорошее слово «новизна». Такое прямолинейное и звонкое. И в играх, что играны тыщщу раз, каждую партию могут встретиться моменты, которые ты ранее не переживал. Даже в той же компании. Уж молчу про игры совершенно для тебя новые или компанию, в которой ты ранее не играл ни разу, или когда эти обстоятельства накатывают одновременно. Ощущения, конечно, не забываемые. Их столько, что как раз хватает до следующего НастолКэмпа. Кстати… Отвлекусь ненадолго. Друзья, если вы хотите попасть на следующий Кэмп, который будет лишь в июле, то милости прошу сюда. Конечно, до июля ещё очень долго. Конечно, в жизни происходят разные события, что могут в мгновение изменить наши планы. Но это вовсе не значит, что планировать не стоит. Да и время показало, что если очень чего-то хочется, то терпеть ни в коем случае нельзя. Так и заболеть недолго :).

Сумбурный приезд, который сразу уткнулся в новинку прошедшего Эссена — очаровательную игру про путешествие по побережью Японии — Tokaido. Восточная тема никак не отпускает Баузу. К сожалению, у меня совсем нет времени почитать BGG, а русскоязычных обзоров я что-то не припомню, кроме отзыва в «Блоге жёлтого мипла», поэтому напишу, что я думаю сама. Игроки оценивают игры только с одной точки зрения — как вот эта конкретная игра мне лично. (ре)Играбельно — не(ре)играбельно. И то, и то понятие заботит опытного настольщика. Но как раз Tokaido хочется оценить не только с позиции настольщика, потому что она очень хороша для игротек с казуалами и просто идеальный, собственно, продукт. А в целом, это обычный филлер, раздутый до размера большой и красивой настольной игры. Как сказал Пётр: «Новое слово в настолкодизайне — «кинь-двинь» без кубика!». Мне не хотелось этого говорить, но он где-то прав. Tokaido обязательно найдёт свою нишу, она довольно оригинальна в части игрового процесса, дарит какое-то умиротворение и совершенно не напрягает ни одну извилину. Про красоту же говорить излишне, вы итак в курсе этого. Та партия в Ирме подарила много смеха, но не игра, а люди тому виной.

Другим свежим опытом стала Ginkgopolis — новинка, которую мы также притащили из Эссена, но так и не удосужились до Кэмпа хоть раз сыграть. По непонятной мне причине Ginkgopolis очень заинтересовал Виолетту, которая не только самостоятельно разобрала правила, но и научила в неё играть несколько компаний. Благодарность моя не знает границ! Большое человеческое спасибо! Правила, кстати, уже переведены Мишей Кружковым и скоро будут свёрстаны и выложены. После поездки мы раскладывали её ещё несколько раз разными составами, и у меня определённо есть, что сказать по её поводу. Вещица крайне неоднозначная. Тут же лишь хочется заметить: если у вас будет возможность попробовать Ginkgopolis, то не отказывайте себе в этом удовольствии. Вас приятно удивят неожиданные оригинальные решения в части механики, даже если игра покажется вам простой, суховатой и оторванной от сеттинга (темы). Одна лишь фраза «контроль территорий», а также существующая трёхмерность и талувообразность по крайней мере по-хорошему интригуют. Даже если вы не станете её фанатом (как я…), то вы несомненно оцените её положительно. Она даже друзьям моим понравилась.

Наряду с новизной есть такое хорошее понятие как «традиция». Традиция порождает какое-то странное чувство ответственности — не только эту традицию соблюдать, но и выигрывать в ту игру, в которой за плечами у тебя уже несметное количество партий. И тут Петя опять прав: интерес не только в том, чтобы играть в новое со старыми игроками, но в возможности сыграть в старое с новыми оппонентами. Очередная партия в Puerto Rico позволила в этот раз подтвердить мой вывод с прошлого Кэмпа, хоть я и не озвучила его явно. Опытные игроки в ПР не позволят друг другу набрать много очков — цифра «40» была бы жалка, если не учитывать, с каким соперником пришлось играть. Счет 39-39 и мой выигрыш по деньгам — довольно шаткое преимущество, но всё же в этот раз я просто по уши купалась в красивых монетках юбилейного издания. И честно признаюсь: в данной партии Юшина с Кселлиром я рассматривала лишь как статистов :). Простите!

Новизна и традиция в настольных играх для меня как две стороны одной медали. Они всегда идут рядом, хотя вещи это во многом противоположные. The Stars are Right — игра, которую привёз Денис Настолкин, стала для нас хитом. Честно хотите? Уровень задротства в ней стремится в небеса. Туда, откуда берет своё начало её тема. Чистая абстракция, не лишённая забавного арта в лавкрафтовских богах и их прислужниках, призвать которых вам поможет правильное выстраивание небесных тел. Игра, в которой я могла бы схлопотать за дикий десятиминутный даунтайм, если бы Серёжа с Аней не были столь терпеливыми и приятными людьми. Небольшая коробочка была насильно изъята у Настолкина и на время оказалась в Архангельске, повысив некий общий уровень задротства в городе, ведь Лена за ночь перевела правила с немецкого, чтобы на ближайшей игротеке сыграть в неё пару раз подряд. Сейчас, я верю, игра уже вернулась к хозяину, но оставила неизгладимый след в душе. Классная штука.

В неспешном своём рассказе мы осторожно пододвигаемся к америтрешу, который я не люблю. Всяко бывало на столах: Mice & Mystics, Last Night on Earth и, по всей видимости, что-то ещё, что ускользнуло от моего невнимательного взора. Америтреш я воспринимаю адекватно только в кооперативках, которые нежно люблю. И тут опять новинка! Robinson Crusoe: Adventure on the Cursed Island (та самая, что HobbyWorld собирается в скором времени локализовать), правила которой я освоила лишь за несколько дней до начала нашего путешествия, произвела весьма недурное впечатление. Я всегда думала, что кооперативка неспособна вызвать ощущение евроигры, а тем более так спокойно использовать знакомые евро-механики типа worker placement. Ан нет, по сути это не америтреш, которым это вроде бы должно быть, но послевкусие замечательно атмосферное. И Вова с Катей, сыграв приличное количество партий, отмечают то же самое. На Кэмпе в Робинзона играли четыре раза в первые два сценария. Вы наверняка знаете про плохо написанные правила или сами успели столкнуться с ними. А FAQ в двадцать страниц вам не снится по ночам в кошмарах? Остаётся надеяться, что при подготовке локализации «Мир Хобби» перелопатят их как следует.

Про Ghost Stories говорить было бы в принципе излишне, если бы не одно «но». Обе партии, что я пережила, были, уииииии, совершенно офигенные! Я понимаю, что как доблестный даосс, который должен был всячески противостоять появлению Ву-Фэнга, я не должна радоваться тому, что это в конечном итоге произошло. Но то, что в Black Secret это таки случилось, невероятно забавляет меня. В этот раз Фрай был настроен донельзя решительно и с упоением рыл в катакомбах своими демонами. Три урны были найдены, и его величество Ву вылезло на поверхность! Выиграли мы на последнем дыхании — это именно то ощущение п**ца, за которое я обожаю Ghost Stories (пардон май френч, но это так). И то же самое, только частично усиленное, случилось и в следующей партии с White Moon. Пролетов смешно троллил меня за, что я, перекладывая какие-то компоненты, приговаривала: «Для порядку». Но, несмотря на это, даже после тяжёлого выигрыша, он не мог остановиться: выбрал по всем правилам колоду призраков до конца и оживил меня, что в одиночестве валялась на кладбище бездыханная, чтобы я могла порадоваться заслуженной победе. Спокойная же светская беседа Фрая с Лёшей о проблемах технологии приготовления цемента на детских слезах до сих пор вызывает у меня лёгкую дрожь.

Что же с новинками по сути, но уже не новинками для меня? Тут целая плеяда замечательных настолочек, среди которых Suburbia, Card City и Seasons. И опять же настойчиво повторюсь: если у вас есть или будет возможность попробовать что-то из этого, смело пробуйте, так как вероятность того, что вам они понравятся, довольно высока. Например, я пока не знаю человека, которому бы активно не понравилась Suburbia, которую теоретически можно сравнивать с какими-то другими настолками, где задействована та же тема, есть тайловыкладывание или какие-то иные похожие элементы. Возможно, рассказ про Suburbia со стороны покажется унылым, а сама игра пресной и неинтересной. Не верьте этому первому впечатлению, это тот случай, когда оно поистине обманчиво. Субурбию можно сравнить с другими играми, но сравнение это будет неполным, так как ощущения от неё не похожи ни на что. Мало того, что эта игра обладает интересным взаимодействием тайлов друг с другом, в ней совсем небольшие правила, что сразу привлекает неискушённого настольщика. Будьте осторожны — Субурбия способна очень утомить (особенно Виола прочувствовала это), поэтому лучше садиться за неё с ясной головой.

Card City продолжает активно радовать. Поначалу, когда я писала обзор, меня пугали сомнения в её реиграбельности. Но сейчас я отмела их в сторону, как не имеющих под собой достаточных оснований. Я уже сыграла много партий и осталась ненасытна. Хочу ещё и ещё. Несложные правила, простой процесс и оригинальные решения оставляют эту маленькую коробочку в моём топе. Забавный типа-аукцион «кот в мешке» любому настольщику покажется по крайней мере необычным и не лишённым определённого психологизма. Не какие-то банальные ставки, а настоящий анализ игровых зон, в которых каждый как бы копается сам по себе. Предложить сопернику карты так, чтобы он взял или не взял именно те, что вы пророчили — тут требуется ум и чутьё. Card City понравилась не всем (незаметно кивает в сторону Тимура и деликатно покашливает), что ровным счётом может ни о чём не говорить. Вспомнить хотя бы меня и стратегии, меня и америтреш.

Отберите! Отберите у него Temporal Boots!

Про партию в Seasons я просто не могу не упомянуть, так как она вызвала у нас с Фраем сравнительно сильный спор, который случился чуть ли не в день приезда. Так и хотелось кинуть в него чем-нибудь тяжёлым, хорошо, что спор был виртуальным. Дело в том, что этот нахал нагло воспользовался тем фактом, что было три или четыре часа ночи, мы были уже уставшие, а ему в руку прикатили обе карты с Temporal Boots. Аня с Сергеем лишь пробовали Seasons на зуб, а я, хоть и играла пару раз до этого, разумеется не знала всех карточных тонкостей, которые более развернуто даны именно в правилах, а не на самих картах. Поэтому случилось неизбежное — Фраю самодовольно показалось, что он «сломал» игру, два раза подряд в начале первого года турнира откатив сапогами-скороходами маркер в мифический нулевой год. Он утверждал, что при переходе маркера обратно из осени в зиму, год должен был смениться. Сил спорить ни у кого не было, поэтому из начала первого года мы волшебно-читерским образом переместились в третий. Только Серёжа успел сыграть все (или почти все) карты из руки, остальные же, включая Фрая, слегка умылись. Я, честно признаюсь, немного разозлилась, что Фрая, разумеется, позабавило. Буквально на днях, пока мы с ним пили чай и поедали мандаринки, этот наглец так мне и заявил: «Победа в игре? Нет, для меня это точно не главное. Я давно для себя понял: мне главное всем остальным нагадить посильнее», Вот чёртов тролль :). Но он очень клёвый, потому и терплю. По поводу смены года… Конечно, этого не происходит. Бутсами откатывает в год предыдущий, а ежели из первого года, то в так называемый нулевой.

Witch’s Brew в очередной раз ожидаемо произвела фурор. По сути пати-гейм, Вичита с годами совершенно не теряет своего обаяния и крепко держит свою позицию во внутреннем топе многих игроков в части подобных игр. Она гарантированно нравится всем, кто только знакомится с ней. Так случилось и в этот раз. Оригинальный, ни на что не похожий геймплей, сильное взаимодействие, весёлый процесс доставят массу удовольствия, а потому никого не оставят равнодушным. Насчет выигрышной стратегии ничего сказать не могу, так как я до сих пор не представляю, что нужно сделать, чтобы хотя бы повысить вероятность победы :).

Одним из самых ярких и запоминающихся событий лично для меня стала пятичасовая партия в Helvetia. Обычная евроигра про то, как меркантильней пожениться и расплодиться, началась до обеда и с новыми силами продолжилась после употребления пищи. Вообще, в целом, Helvetia — это необычная игра с обычными производственными цепочками. В ней есть как общее поле с неким выбором действий, так и индивидуальные поля, а сам механизм может отчаянно напомнить Агриколу. В последней взаимодействие игроков друг с другом сводится только к выбору действий на общем поле, а копание в своем огороде предусматривает развитие фермы и наполнение её разными элементами. В Гельвеции же упор сделан на эти самые цепочки, что вы задействуете каждый свой ход. Активируя производственные мощности, вы строите здания и поставляете товары на рынок. «Залезть» к сопернику в огород и пользоваться его ресурсами очень просто — надо бракосочетаться с мужчиной или барышней в его деревне, которые досель были одиноки. Оппонент не вправе отказать вашим миплам воссоединиться и создать крепкую семью (браки в Гельвеции не распадаются). Для меня затяжная форма, которую приняла эта партия в хорошую игру, стала критична. В которой раз я начинаю внутренне раздражаться, когда человек сидит и смотрит в потолок, когда его ход уже наступил. Потом он начинает думать, потом ходить. В послеобеденное время интерес к происходящему частично затерялся в этой многочасовой эпопее, и я в основном бегала и смотрела, как Фрай учит Коржика и остальных играть в Робинзона. Или делала никудышные фотографии :). В любом случае, это всё отнюдь не мешает оставаться Гельвеции хорошей и необычной игрой.

Но давайте же немного поговорим о риичи. Нет, я не больная. Нет, я не играю в риичи 24 часа в сутки 7 дней в неделю, даже если вам так показалось. Да, я очень горжусь, что риичи — это лишь особое трепетное увлечение, которое стоит особняком, но которое не мешает мне вкушать прелести современных настольных игр. Но риичи не обошёл стороной НастолКэмп по одной простой причине — мне удалось заинтересовать не только тех, кто окружает меня в Архангельске, но и заочно тех, кого я впервые увидела в эти новогодние каникулы под Вологдой. Наши дамы, сидя в номере, играли в маджонг ночи напролёт, расходясь только под утро. Я же не хотела тратить время на риичи в компании тех, кого я знаю уже давно, я тратила это время лишь на тех, кому мне в этот раз довелось поведать правила этой замечательной игры, а именно на Колю и Таню. Да и Виола так увлеклась, что дома уже сколотила костяк для постоянных риичи-встреч. Ситуация с японским маджонгом очень деликатная. Тут главное — не спугнуть неофита… С новым игроком надо обращаться бережно, как с драгоценным сосудом :). Вываливать на него правила нужно осторожно, постепенно увеличивая дозу. Сначала человек находится в сильной фрустрации, и надо просто помочь ему пережить первые несколько мучительных раздач, пока дело не пойдёт на лад. И потом, рассказывать правила риичи тоже ведь очень непростой труд. Таки Виолетта и Николай в «секте»! От всего сердца поздравляю, друзья! Гы.

Поездки — это ведь не только возможность пообщаться, развеяться и закинуться местным бальзамчиком. Это ещё и приобретение новых «настольных» экспериментов, впечатлений, а потому мыслей. Мыслей, которые заставляют сознание меняться, подспудно влияя на многое. Пройдя сквозь новый опыт, прежним ты не останешься. Так что бойтесь. Бойтесь не своего желания меняться, а своего желания оставаться прежним, ибо что может быть унылей.

PS: Лица на части фото не угрюмы, нет, просто спать очень хочется 🙂

19 комментариев

  1. solovlad78:

    Замануха на июль просто супер, количество новинок просто зашкаливает. Прям хоть сейчас едь, а вот получится или нет большой вопрос.

  2. korzhik:

    Мы второй раз раскладывали в робинзона пятый сценарий, который про каннибалов 🙂

  3. _ГрАнд_:

    Всегда интересно узнать о чём-то не совсем новом, но по каким-то причинам ускользавшим раньше из поля зрения. Это я о The Stars are Right.
    Теперь вот сижу переживаю. Только вчера нажал оплату на B&B, а ведь мог ещё и это заказать. Даже расстроился.

    • Njuse4ka:

      Забавная штука. И арт замечательный, и сам по себе процесс затягивающий. Для нас она стала открытием, хотя игра далеко не новая.

  4. Обожаю такие краткие впечатления, сейчас начну читать 🙂

    • Njuse4ka:

      Сама очень люблю такой формат, особенно читать. Поэтому и твой LIVE почитала вчера с удовольствием 🙂 Видна некая эволюция отношения к той или иной игре, а это интересно. Обзор же статичен.

  5. BooLEan:

    Спасибо, как всегда прочитал с удовольствием! 🙂

  6. Лавкрафтовские боги, прислужники хм.. как я мог такое пропустить? 🙂
    Отличный отчёт, и очень схожие впечатления по новинкам, разве что Токаидо абсолютно мимо.

    • Njuse4ka:

      Мимо, в смысле, не играли? Или мимо, в смысле, фигня? 🙂 Потому что во втором случае и мимо меня тоже. Но на игротеках будет очень востребовано.

  7. А! Тогда я просто не понял твой вывод, тогда и тут совпали, т.к. «мимо» значило фигня 🙂 Мы после пробной партии все переглянулись, и поняли, что зря потратили время. Только совсем новичкам.

  8. Keita:

    такое впечатление, как будто — просто игры нон-стоп ) одна длиннющая игротека!

  9. Пумбрия:

    В Токайдо народ сегодня в клубе поиграл с удовольствием, отзывался благожелательно.. Как и было предсказано — для клуба самое то. Красивая, несложные правила, приятный игровой процесс без мяса, недолгая, но и не слишком быстрая.. Короче, то что надо для не гиков, но мирных среднестатистических настольщиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.