Пока я собиралась написать тёплый отзыв об игре Kosmonauts Юрия Ямщикова и Надежды Пенкрат, столько всего произошло вокруг этого замечательного творения и его двух отечественных авторов, что и за неделю не разгрести :). По болтающимся в открытом космосе кораблям кто только ни прошёлся (причём, в хорошем смысле этого слова, да-да): и Маззо, и Зордок, и Владимир, и Юра, и Гравицапа не преминули уделить действительно достойной игре не пару, а целые десятки абзацев. Не хухры-мухры, а маститые блогеры между прочим. А ребята из проекта «Настолье» наряду со Скафандром набрали у Юры и Надежды всяких шикарных интервью, которые можно и посмотреть, и почитать. Да что там! Пока я собиралась респектнуть, даже Том Вэсел успел это сделать вперёд меня. Ууу, Том, проныра… Но, как обычно, всему своё время.

Kosmonauts — это первая созданная отечественными мозгами игра, которая была издана за рубежом, а именно португальской компанией MESAboardgames. Что ни говори, а факт априори сам по себе приятный. Справедливости ради надо отметить, что ребят сосватали издателям Евгений и Гриша Масловские, когда были на выставке в Эссене, если не ошибаюсь, в 2011 году. А в 2012 году, когда и мы всё-таки добрались до этой настольничьей мекки, «Космонавты» уже красовались на стенде, а Юра рассказывал посетителям, как в неё играть. Кстати, если вы вдруг пропустили вот эту фееричную статью, то не проходите мимо. В ней вы найдёте интересный факт об истории создания игры Kosmonauts, который и для её авторов явился полной неожиданностью. В общем, не принимайте всерьёз, там есть над чем посмеяться.

Michael, Нюся, Юра и Ю

На Эссене-2012 мы собственно с Юрой и познакомились. На меня он произвёл впечатление удивительно обаятельного и умного человека, у которого в голове всё чётко разложено по полочкам. Это особенно бросалось в глаза и в уши, когда Юра в отеле рассказывал нам правила их с Надеждой игры и показывал принципы отдачи приказов и движения планет.

Другое его качество, которое мне пришлось по душе — реализм, в том числе в отношении критики. В его голове есть ясность, какова ниша игры, для кого она предназначена, какова её изюминка, каковы перспективы, и он не боится подобные соображения озвучить. Насколько я знаю, Надежда и Юрий работают ещё над какими-то проектами, участвуют или собираются участвовать в конкурсах разработчиков настольных игр, конкурсах, которые в последнее время посыпались от наших издателей, как из рога изобилия. Это позитивно, тем более, что процесс создания игры, я верю, чертовски увлекает!

Поехали

Kosmonauts — это игра-гонка в космическом пространстве. Каждый игрок получает в своё распоряжение космический корабль с баками, сначала до отказа забитыми топливом. Все стартуют с Земли (что логично), выиграет же гонку тот, кто, летая от планеты к планете, заработает больше всего победных очков. А завершит партию игрок, который раньше других вернётся на родную планету, посетив минимум семь других. Но не факт, что победит именно он, ведь у каждого игрока есть некие персональные миссии, которые могут принести и часто приносят очки в конце игры. Личные задания заставляют тщательнее планировать будущие полёты и анализировать собственно перспективы по количеству победных очков при разных раскладах, ведь основную часть очков игроки получают, садясь на планеты. Тот, кто прилетит на планету первым, получит 4 очка, второй — 3, третий — 2, а четвёртый только 1 очко.

Первая фаза — фаза событий — призвана не внести элемент хаоса, а скорее добавить немного косвенного взаимодействия между игроками и опять же заставить планировать свои действия. Инструктор (он же первый игрок) выбирает одно из трёх предложенных событий, которое будет действовать на всех игроков в этот раунд. О событиях в целом можно сказать, что они либо активно вредят, либо слегка мешают, но могут приятно удивить, а иногда и здорово помочь. Возможно, для атмосферы неплохо было бы дать им названия, «утечка топлива», например :). Ох, как всё-таки плохо у меня с воображалкой, хорошо, что я не придумываю настольные игры.

Карабль — инструктор. Не правила, а жизнеописание… «Корабль перемещается», «Корабль вышел за пределы Солнечной системы» 🙂

Далее идут две фазы, которые показывают основную фишку игры — её по сути уникальную механику, так как последняя на первый взгляд вообще неотделима от темы (ну, или это потому, что у меня с воображением со времён предыдущего абзаца лучше не стало). «Фаза отдачи приказов» — звучит как-то по-варгеймерски жёстко, но придумать ей другое название было бы проблематично, так как это она и есть. В эту фазу игроки кладут до трёх единиц топлива на свою розу направлений, чтобы в следующей фазе — фазе движения — переместить свои корабли согласно этой «программе». К примеру, один жёлтый кубик, лежащий в одном из секторов розы, покажет, в каком направлении нужно переместить своё космическое судно на один гекс. Те, кто остались сидеть на планете и ничего не программировали, радостно дозаправляются.

Инерция — другой интересный момент механики, тесно связанный с движением кораблей в последующие ходы, ведь кубики топлива, которые вы положили на розу в предыдущий ход, продолжают там лежать, заставляя корабль перемещаться в этом же направлении. Вы можете скорректировать этот полёт, в том числе положив на противоположную сторону кубы и замедлив таким образом движение.

Пробная партия в Эссене

Четвёртая фаза моя любимая. Знаю, что это идиотизм, но тем не менее… Перемещать планеты по их орбитам — это поистине удовольствие, чувствуешь себя божеством :).

Несмотря на то, что при игре по базовым правилам она выглядит довольно семейно, всё же в ней приходится планировать и считать. Есть также и ряд нюансов, например, возможность возникновения чрезвычайных ситуаций, когда корабль попал в пояс астероидов, забурился в солнце или вы по недосмотру засандалили его за пределы солнечной системы. Если от астероидов вы не смогли прикрыться щитом (их выдаётся три штуки), а также в остальных перечисленных случаях корабль немедленно эвакуируют на последнюю посещённую вами планету. Ишь, разлетался тут не по правилам.

На комету мне запрыгнуть не удалось. Бессмысленно болталась около Сатурна

Безусловно, очень интересным вариантом игры (и, пожалуй, для нас более юзабельным) будет тот, что основан на продвинутых правилах. Появившихся отличий довольно много, они добавляют планированию мощный вес и не прощают «разбазаривание» ценных ходов, по-хорошему увеличивая таким образом соревновательность, которая в семейной версии не особо чувствуется. Вообще, игра оригинальна, довольно элегантна, но, в общем, проста и в базовой версии не слишком конкурентна. В довесок и время «продвинутой» партии сокращается, так как надо посетить не семь, а всего четыре планеты.

Если вы ещё не в курсе, то Юра завёл группу ВК, где вы можете узнать об игре много интересного и полезного, а также весело провести время, пообщаться и поучаствовать в розыгрышах авторских экземпляров игры. Юра в душе аналитик, поэтому любит составлять разные таблички, с математической точки зрения анализируя те или иные аспекты игры 🙂 Конкурсы на придумывание смешных надписей к фотографиям, опросы, а ещё советы Кэпа! В общем, заходите, читайте, общайтесь, проникайтесь космическим духом.

Одна из конкурсных работ

В группе в том числе открыто занятное обсуждение на тему «Первое дополнение», в котором вы также можете активно поучаствовать. Несмотря на очевидную оригинальность игры, очень многим игрокам не хватает в ней взаимодействия, какого-то азарта и, может, живости. Настолько я знаю, издатель остановился на простом варианте игры, хотя у авторов и имелись более глубокие проработки в части усложнения механики. Но игра продолжает совершенствоваться. Ширмы, закрывающие розу направлений, уже появились (хотя мы пользуемся ширмами от Ginkgopolis), на очереди первое расширение к игре в формате ПнП. Межпланетные перевозки, добавление спутников, увеличение количества миссий, появление фантастических элементов (чёрных дыр, летающих тарелок), нападение на корабли других игроков — лишь некоторые из предложений, поступивших от игроков.

От нашего общего с Ю семейного лица, а также от лиц завсегдатаев клуба настольных игр «Феникс» мы сердечно хотим поблагодарить Юру за чудесный подарок, ведь «Космонавты» заняли достойное место в нашей коллекции. Kosmonauts уже названы лучшей русскоязычной игрой и лучшей отечественной игрой 2012 года по версии «Настолкомании» и BoardGamer.ru соответственно, а 15 декабря минувшего года прошёл первый турнир по этой игре! Хочется, конечно, пожелать Юре, Надежде, а заодно и всем остальным «нашим» авторам, успехов в таком нелёгком деле как геймдизайнерство в России. Но «Космонавты» показали, что мы хоть и не мчимся к светлому настольному будущему со сверхзвуковой скоростью, пока испытываем силы трения и до инерции нам далеко, но идём довольно уверенно, а главное,  в правильном направлении.

* некоторые фото взяты из группы ВК

42 комментария

  1. Корабель, как низя кстати!)))))))))))))))))))))))

  2. Жаль, что в этом обзоре много игры и мало Нюсечки 🙂

  3. «Michael, Нюся, Юра и Ю»

    С вас хоть полотна пиши

  4. «Ну, поехали!» — под картинкой нужно было написать, как у Гагарина.
    Извините, въедливость, я ща голодный и злой.

  5. Нюся, большое спасибо за столь детальный и затрагивающий кучу интересных фактов обзор!

    PS Ну и суровая же у меня рожа на Эссенской фотке 🙂
    Видимо, многократное объяснение правил с перекрикиванием толпы дало о себе знать…

    • Njuse4ka:

      Не рожа, а личико 🙂 Ты очень хорошо объясняешь правила 🙂

      • Да, и отдельное спасибо за множество добрых слов!
        На самом деле они больше характеризуют тебя, как очень позитивного и доброго человека, видящего хорошее и светлое в окружающих людях. Очень рад, что мы тогда познакомились, ты правда замечательный человек, которого можно сравнить с солнцем, высвечивающее все лучшее во всем, до чего дотягивается.

        • Njuse4ka:

          О, Юра… Мне никто никогда не говорил таких слов.. Я так тронута, спасибо тебе.

  6. Terjul:

    Нюся, спасибо за интересный обзор! Я вот всё думала, брать игру или не брать. И наконец решилась. А после твоего обзора и подавно ))

  7. Хороший обзор. Нюсечка, как и всегда, держит марку флагмана душевности среди блоггеров.

    Рад, что с Юрием удалось познакомиться лично — вот такой мужик («большой палец вверх) и игра у него с Надеждой отличная.

    • Макс, я тоже рад знакомству с тобой, как личному, так и через интернеты!
      Ты на редкость приятный и эрудированный собеседник 🙂

  8. Пумбрия:

    А ширмы — дело полезное. Надеюсь, они будут входить в состав первого допа.

    • Да, мы тоже на надеемся, тем более, что важностью ширм издатель уже проникся (хотя исходно был даже против упоминания возможности скрывать отданные приказы).

  9. По секрету делюсь новостью о скором запуске целого сайта, посвященного игре 😉

  10. Пумбрия:

    Ну все — Колонизаторы с Каркассонами нервно курят в углу 🙂 Даешь мировой чемпионат по Космонавтам!

  11. Красочная игрушка! Часть элементов похожи как в Эклипсе)

  12. Игра хорошая, но, как оказалось, на любителя. При том, что я обычно не люблю игру, чем люблю, эту я люблю. Чем-то цепляет. А вот заставить поверить в то, что игра прикрольная, у нас в клубе сложновато. «Ой мы тут поиграли, так игра ни о чем». Вот так говорят.
    А еще чего-то Юра перестал захаживать ко мне и комментить, уж не обиделся ли он на что…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.