by Njuse4ka

В последнее время целая плеяда карточных филлеров в основном отечественных авторов позволила занять все маленькие дырочки в нашем стеллаже. Небольшие коробочки уютно тыкаются в эти просветы, сами же тема и геймплей неожиданно радуют нас, несмотря на лёгкость и в целом, конечно, патигеймовость. В двух небольших заметках я бы хотела рассказать про несколько игр, которые были получены нами от «наших» издателей: небольших коллективов «Трёхгранник» и «Геменот», а также издательств «Магеллан» и «Мир Хобби». Речь пойдёт именно о карточных филлерах, которые, как мне кажется, являются очень хорошим пополнением любой прежде всего клубной коллекции. Они приятны в своём, часто довольно оригинальном, оформлении. Как правило, всего лишь колода карт позволяет издать их в относительно хорошем качестве, а незамысловатый процесс не заставляет проводить год, тестируя незамысловатые механики.

На двух маленьких коробочках из очень плотного картона студии настольных игр «Геменот» нет никакого упоминания об авторах. Это, мягко говоря, слегка фрустрирует, хотя блог студии своими заметками намекает, что это некий Андрей Афонский. Так как игры нам прислал небезызвестный Сергей Голубкин, то авторство игр «Купи слона!» и «Меценат» так и остаётся для меня загадкой. Будем считать, что это «Геменот», на том и порешим.

«Купи слона!» — это очень прикольная штука! Механика игры народная и основана на игре «верю-не-верю«, разбавленной артом, в который я влюбилась с первого взгляда. Замечательные иллюстрации художницы Наталии Илларионовой так и просятся стать номинантом премии «Мимими», настолько они забавные и смешные.

Как вы понимаете, все компоненты игры — это колода карт, в которой мы найдём 10 различных типов зверушек и слона, а также 5 типов карт действий. При подготовке игрокам числом 3-6 раздаётся вся колода целиком, задача игроков — избавиться от карт на руке раньше остальных. «Купи слона!» предполагает два варианта игры: быстрый — победитель один (тот, кто первым избавился от карт) и стандартный — проигравший один (тот, кто как дурак остался на руке с картой «Слон» в то время, как другие избавились от карт).

В свой ход игрок выкладывает взакрытую на стол карты количеством 1-5 и, хитро прищурившись, заявляет что-то типа «Овцы!» или, предположим, «Котики!», то есть настаивает на том, что все выложенные им карты — это именно этот тип животного. Следующий по ходу игрок принимает ответственное решение — поверить проходимцу со стадом овец или нет. Если проходимец внушает доверие, то игрок в свою очередь выкладывает взакрытую 1-5 карт и также клянётся-божится, что у него овцы (или котики, ну, по ситуации). Заявить другое животное уже нельзя. Разумеется выкладывать можно каких угодно животных, но в игровом круге, пока кто-либо не смёл эту кучу карт в руку, заявленная зверушка может быть только одна.

Игрок может не поверить предыдущему, выкатившему отару овец, заявить «Не верю!» и вскрыть одну любую карту, положенную предыдущим игроком. Если карта на беду оказалась овцой, то за своё «Не верю!» Станиславский забирает все карты, выложенные к тому времени на стол (кстати, четыре одинаковые карты всегда скидываются из руки в сброс).

А что же спецкарты? Они дают некие эффекты, которые игрок, сбросив соответствующую карту, может применить перед принятием решения. «Невидимка» позволит снять с себя бремя ответственности принятия решения и пропустить ход, «Маловато будет!» даст игрокам возможность скинуть ещё по карте под низ стопки и таким образом увеличить шоблу животин, что огребёт неудачливый игрок. Сыграв карту «Верю!», игрок может вскрыть карту предыдущего игрока, не выкладывая новых карт, а оборвав порочный круг обмана. Моё любимое «Торнадо» устроит круговерть: игроки выкладывают по одной карте, а сыгравший «Торнадо» вскрывает одну из них. Если там загаданное животное, то виновнику смерча не повезло, а если нет, то владелец вскрытой карты забирает всех животных в дом и живёт с ними долго и счастливо, пока слон не разлучит их…

Непонятное существо о трёх глазах — это типа джокер. Если оно открылось, то владелец коварной штучки сам решает, кем тому быть: котиком или овцой. И, как вы наверно поняли, остаться на руках с одним слоном — это результат крайне хреновой сделки в результате вашей нерасторопности.

Такие игры вызывают у меня чувство бессилия :). Только дикая смесь удачливости, психологизма, азарта, хитрости, чутья и умения без зазрения совести идти по головам позволит выиграть. Эта коробочка займёт своё почётное место в коллекции нашего клуба и («Верю!») будет сыграна ещё не раз и не два, многим доставив несказанное удовольствие. И за это огромное спасибо студии «Геменот»!

Вторая игра «Меценат!», вышедшая одновременно с «Купи слона!», своим оформлением, пока вы не начали играть, сразу настраивает на серьёзный лад. И совершенно напрасно. Она довольно весёлая в своём злорадстве, хотя за двумя «строчками» правил и безумно простым игровым процессом сразу чувствуется непростая психологическая подоплёка. Сначала я не понимала, откуда взялось это странное ощущение, затем же, прочитав, откуда у «Мецената» растут ноги, всё несколько прояснилось, ведь первое неясное чувство не-поверхностности меня не обмануло.

Оказывается, как и «Купи слона!», игра «Меценат» — это не совсем оригинальная разработка, она основана на игре под названием «Goofspiel» (The Game of Pure Strategy), придуманной американским математиком Меррилом Фладом ещё в начале XX века. Играется она колодой обычных карт, а в «Меценате» воплотилась в неожиданном (хотя, может, и весьма адекватном) сеттинге — аукционе известных полотен живописи.

Чего тут только нет: сферическое «Купание красного коня» Петрова-Водкина, величественный «Девятый вал» Айвазовского, полуповорот «Девушки с жемчужной сережкой» Яна Вермеера, стекающие часы «Постоянства памяти» Дали, медвежье «Утро в сосновом лесу» Шишкина (авторы ошибочно написали «бору»), одинокий и отчаянный «Крик» Мунка, естественность «Моны Лизы» Да Винчи и некоторые другие. Посему торговаться придётся не за десятку, двойку, короля, даму или туза, а за настоящие произведения искусства.

Почему это игра чистой стратегии? Её необычность состоит в том, что игроки в каждый момент времени обладают полной информацией о том, какие карты находятся на столе и в руках игроков. Грубо говоря: вся информация открыта, что сильно идёт вразрез со всеми известными нам карточными играми.

На всех картинах указано количество очков, которое они принесут купившим её счастливчикам. Каждому игроку выдаётся одинаковый набор из двенадцати карт ставок номиналом от 10 до 150 миллионов заграничных рублей, среди которых есть карта заключения экспертизы — «Подделка». Когда на аукцион выставляется очередное полотно, коллекционеры делают свои ставки: кладут перед собой выбранную карту ставки рубашкой вверх, которые одновременно вскрываются. Игрок, сделавший наибольшую ставку, покупает картину. Сыгранные карты ставок выходят из игры.

Карта «Шейх приехал!» номиналом 40 миллионов позволит игроку удвоить свою следующую ставку, а сыгранная вами «Подделка» вызовет крайнее неудовольствие остальных. Облом — годная характеристика, особенно, когда из-за «Подделки» сливаются карты с высокими ставками.

Правила настолько просты, что объяснение игрового процесса занимает полминуты, но так ли проста сама игра? Тут я не могу судить однозначно, как и поддержать тех, кто кривит носик при упоминании аукционной механики, выказывая ей свое настольное «фи» (сама такая). На мой взгляд, это одна из тех необычных игр, которые основаны не на расчёте и мемори, а на людской психологии, на анализе и прогнозировании поведения игроков. Именно это позволило на минувшей игротеке семье Юшиных забрать практически ВСЕ картины в свою семейную коллекцию, оставив оппонентов с большим носом :). Пожалуй, единственное, что смущает меня в «Меценате», это само название и, возможно, совсем разный арт коробки и карт, что лежат у неё внутри.

Чета Юшиных и клуб настольных игр «Феникс» неистово благодарят студию настольных игр «Геменот» за предоставление игр для обзора. Мы получили большое удовольствие, воспитывая доверие в «Купи слона!» и скупая живопись в «Меценате», чего желаем всем ценителям хороших карточных филлеров.

8 комментариев

  1. _ГрАнд_:

    Я где-то то ли слышал, то ли прочитал про одну версию появления УНО. Мол, многие люди по каким-то своим соображениям, например, религиозным, не играют в карточные игры с обычной колодой. Вот именно для таких людей и заменили четыре масти на четыре цвета и получилось УНО. Такие же у меня ассоциации для «Купи слона!». В старые добрые времена, когда совсем не хотелось играть в какого-нибудь «козла», «дурака» или даже «девятку», мы игрались во что-нибудь попроще. «Верю-не-верю» идеально подходило на эту роль. Несложная тактика на основе блефа.
    А этот вариант получился действительно очень милым! Художница — большая умница 🙂
    Развлечь такой игрушкой детишек — великолепный вариант.

    • Njuse4ka:

      Люди боятся азартных игр, а традиционные карты многими воспринимаются именно с этой стороны. Бабки из нашего дома нам даже в дурака не давали иногда на скамейке играть, говорили: «Как вам не стыдно?!». А почему детям должно быть стыдно играть в какого-то там дурака? 🙂 У страха глаза велики. А риичи вообще законодательно ограничен в Японии. Дело, как обычно, не в игре, а в людях.

  2. […] Пару дней назад в блоге “Не Домино” был опубликован обзор игрушек “Купи Слона!” и “Меценат”. Познакомиться с полным текстом можно тут. […]

  3. Ank:

    Мнебезумно понравился Меценат! Остановиться просто невозможно -хочется тут же сыграть снова и отыграться.

  4. […] Обзор (обе игры)  —  на блоге «Не домино» […]

  5. […] обзором этой игры стала для меня стала рецензия Нюси. Она очень здорово описала игру, поэтому мне […]

  6. Такая система издания игр довольно-таки популярна. Brain Games рассказывали, что сами так делают. Покупаюи права на переиначивание игры и издают свою игру с другим названием.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.