by Njuse4ka

Не люблю я путешествовать. Но кто-то из современников (Джобс?) сказал, что если несколько дней подряд, смотря в зеркало, он отвечал «нет» на вопрос «если бы этот день был последним, хотел бы я делать то, что собираюсь делать сегодня?», то понимал, что пора что-то менять. Иногда кажется, что перемены происходят как бы сами собой, что от человека они не зависят. Если вы так думаете, то знайте: гнилое понятие «обстоятельства» прочно укоренилось в вас. Открою секрет — его не существует. Всё, что с вами происходит или не происходит, зависит только от вас. Во все места, где вы якобы случайно оказываетесь, вы привели себя сами. Всех людей, которых вы повстречали на своём пути, вы притянули к себе совершенно самостоятельно. Как только человек берёт ответственность за свою жизнь и выбирает думать приятные мысли, с ним начинают происходить удивительные и яркие события… Устав от затяжной весны, он вдруг оказывается в Стамбуле, который всегда мечтал посетить. А потом вдруг спешит по узким улочкам Львова, топая по булыжной мостовой и жутко опаздывая на выставку «Игросфера«, где он в жюри конкурса разработок настольных игр.

В самом путешествии важен не только пункт назначения, даже если он, как Львов, невыразимо прекрасен, но и сам путь! Великий любитель попутешествовать Марк Твен говорил, что нет способа надёжней узнать, нравится тебе человек или нет, чем отправиться с ним в путешествие. Когда мы улетали из Архангельска очень ранним рейсом 16 мая, снаружи было холодно, а впереди ждали +30 и нелюбимая мною столица, которая живо реагировала на мою нелюбовь каждый раз, когда я оказывалась в ней. Моя же компания (наш клуб-мастер Ольга и наш друг Карабль) оказалась настолько хорошими попутчиками, что мы с перерывами на сон хохотали всю дорогу до Львова. И начали прямо с аэропорта, где Карапь поразил нас своим «кубинским» прикидом, лишь чуть-чуть защищающим его телеса от холода в +5.

От Москвы до искомой точки мы сутки добирались через кордоны на поезде, в котором с 80-х ничерта не изменилось. Окна то не открываются, то самопроизвольно закрываются, богатая фауна в виде комаров, тараканов, мотыльков имеет место быть, занавески постоянно падают. Сначала жарко и душно, потом холодно, а Оля закупоривается с головой и закрывается матрасом, чтобы её окончательно не сдуло с полки. Проводница обязательно везёт какие-нибудь контрабандные одеяла, а на место Юры Тапилина вообще, как оказалось, продали ещё два билета каким-то украинцам. В общем, треш, угар и опыт с бесценными выводами: больше на поезде ни-ни, в следующий раз будем копить на самолёт.

Львов встретил нас очень радостно и приветливо: светило солнце, таксист пытался немного рассказать о тех местах, что мы проезжали, а город просто покорял с первого взгляда старинными зданиями, храмами, костелами и опрятными узкими улочками. Во Львов невозможно не влюбиться! Сюда можно ехать, если вас обуревает романтичное настроение и вы хотите окунуться в некую «европейскость» в эдаком приятном смысле культурной развитости. Если вы выберете для этой цели Львов, он вознаградит вас стократно.

К сожалению, сам исторический центр города я так толком и не посмотрела — целыми днями «жюрила» конкурсантов. Лишь вечерние прогулки отчасти помогали восполнить этот пробел, ведь и в последний день, оставленный нами специально для экскурсии, мы поехали за пределы Львова в городок Жовква, выстроенный по проекту, возникшему в эпоху Возрождения — проекту под названием «идеальный город».

И саму выставку по причине, обозначенной выше, я тоже практически не видела, лишь успела немного пофотографировать. Полагаю, что многочисленные отчёты, которые уже начали появляться, помогут вам увидеть глазами разных людей (издателей, дистрибьюторов, авторов, блоггеров, гиков) всё то, чего я собственно и не смогла вкусить за эти три дня: очередные партии в гигантский «Каркассон» от «Мира Хобби», общение с Игнацием Тшевичеком (Portal Publishing), которого ни на минуту не оставляли в покое (в хорошем смысле этого слова!), партии в новинки и прототипы от издателей, партии в конкурсные разработки и общение, общение, общение, которое случалось у меня лишь в вечернее время. Правда, одну из особенностей «Игросферы» я также ощутила на себе в полной мере: чтобы выйти из здания, детей приходилось расталкивать в буквальном смысле слова. Выставка уже традиционно проходила в рамках детского фестиваля, поэтому детский топот, шум и гам хоть и ощущались в дальнем зале «Игросферы» не столь сильно, но присутствовали перманентно, создавая очень специфический фон.

no images were found

В первый день я сильно опоздала, и можно было бы оправдываться, если бы мои оправдания были кому-то нужны 🙂 Так как я в этом сильно сомневаюсь, то и оправдываться смысла нет. Главное, что я успела посмотреть все разработки, которые ускользнули от моего внимания по причине физического отсутствия в первый день. Не довелось разве что сыграть в игру «Шанс!» от Артёма Бердышева — игру на сбор сетов и аукцион. Прочитав заранее правила, я знала, что это та игра, о которой возможно сделать достоверные выводы не играя. Таких игр было, к сожалению, не большинство. А некоторые разработки по причине хардкорности не укладывались в отведённые полчаса, например, «Кобольды: Проклятые племена» Андрея Колупаева или «Munivers de Paris» Паши Медведева. Это была большая жаль.

Надеюсь, что о «Кобольдах» я ещё услышу, в «Munivers» же я отчаянно хотела сыграть, чтобы закрыть этот гештальт. И сие удалось! По пути домой из-за переноса рейса я проторчала весь день в дождливой Москве. Засев в «Коста Кофе» в составе меня (njuse4ka), Паши (slim_slam_snaga, он же автор игры), Николая (crow) и Максима (mazz_o), мы сыграли в «Munivers» полную партию, по результатам которой Макс опубликовал обзор. В общем, лучше поздно, чем никогда. Я рада тому, что эта партия случилась.

Жюри приняло правильное решение — не делать необоснованные выводы на основании такого поверхностного знакомства с игрой при непрерывном потоке разработок количеством больше тридцати. Хоть из-за близкого виртуального знакомства с автором я и наблюдала удалённо зарождение и развитие проекта, но, не сделав и пары ходов, делать выводы было бы неверно. Робкие попытки номинировать «Munivers» на «Лучшую игру» были быстро пресечены Юрой Тапилиным. Решение не придумывать в этой номинации номинантов, а выделить лишь победителя, было в итоге адекватным. Лучшая она и есть лучшая.

Учитывая нападки на недобросовестность жюри, всё же снова отмечу: «жюрить» непросто и трудозатратно. Обещанные изначально 3-6 часов работы на момент разговоров о регламенте работы давно тому назад вылились в три дня буквально от звонка до звонка. Да, Юра часто опаздывал, да, и он, и я в первый день явились позже намеченного срока, чем вызвали осуждение и недовольство. Но моя пунктуальность в последующие дни, Юрин гигантский настольный опыт, работоспособность Влада (sNOwBODY) и ответственный подход Димы Тэлэри (rhunwolf) сделали своё «чёрное» дело. Все проекты были отсмотрены, обсуждены, обспорены, соотвествующие выводы были сделаны, окончательные решения приняты, а достойные ушли с красивыми тарелочками в логотипе «Игросферы» и грамотами, подписанными председателем жюри.

no images were found

Стоило «Игросфере» закрыть свои двери для посетителей, как вокруг целей и регламента проведения конкурса развернулось нешуточное обсуждение. Да, регламент надо менять, да, многие предложения уже высказаны, да, это проблема развития и роста выставки, а вместе с ней конкурса. Думаю, что всё будет хорошо! И существующий формат тоже работает, но для голого альтруизма мне, например, не хватает мотивации на три дня плодотворной работы. Видимо, я совсем слабый пол 🙂

Другой момент, который почему-то страшно взбудоражил настольную общественность, заключался в возмущении, почему премии дали издательствам, а некоторые авторы заподозрили, что якобы арт имел основополагающее значение. Откуда возмущающиеся взяли и ту, и другую глупость, я понятия не имею :). Автор не имеет права работать в издательстве? В жюри сидели гики, которые могли оценить игровые механизмы, их инновационность или принципиально новые их сочетания. Я, как любитель абстракций, вообще обращаю внимание на арт в последнюю очередь. В том году лучшей игрой стала «Золотая лихорадка» вообще без оформления. И лучшие в итоге были названы лучшими, с чем их ещё раз от всего сердца поздравляю!!! Ими стали:

Лучшая игра

ПИРАТЫ (А. Невский, О. Сидоренко)

Лучшая семейная игра

ГОЛЛИВУД (Н. Пегасов)

Лучшее оформление

ТАИНСТВЕННЫЕ ЗНАКИ (А. Невский, О. Сидоренко)

* номинант — Символ боя (М. Кирсанов)

* номинант — Звёздные миры (В. Кравченко)

Самая инновационная игра

ПОРТАЛЫ (Трёхгранник)

* номинант — Quattro (А. Ушан)

* номинант — Гекаел (Р. Кривобоков)

Неофициальный герой выставки!

АЛЕКСАНДР УШАН

Особо не расслабляйтесь, у этого эпоса, который вы благосклонно дочитали до сей строки, будет продолжение, которое, конечно, будет касаться только настолочек. В следующей части статьи будут мини-обзорчики игр, которые запали мне в душу или просто запомнились чем-то особенным. Отчасти это авторские разработки, отчасти игры, которые попали мне в руки благодаря «Игросфере», отчасти партии в давно известное. Перечислю же их: Munivers de Paris, Порталы, Маленький принц, Urbion, Quattro, Находка для шпиона, Пираты, Знаки, Голливуд, Свiтанковi Вiхи, Гекаел, риичи, 7 Wonders.

Мне стало вдруг очень грустно… Игросфера как вспышка: ярко сверкнула, ослепив лавиной впечатлений, и также быстро пропала, чтобы вновь случиться через год. Кажется, всего за четыре дня я вобрала в себя такой мощный спектр различных эмоций, что ощутила себя удивительно… живой :). Щас отсыплю очередную щепотку патетики, но всё по-прежнему тленно, включая воспоминания. Почему же кажется таким важным хотя бы временное их запечатление на этих виртуальных страницах?

Вот сижу я на диване в своём Архангельске и вспоминаю, как Falya, расчувствовавшись, чмокнул меня в затылок за то, что немного помогла ему разобраться с The New Era, и просто за то, что нравлюсь ему такой какая есть. Как наш совершенно потрясный гид вёл умопомрачительно интересный диалог подо Львовом. А Ольга смеялась, когда слышала, что купцы были обязаны останавливаться и торговать во Львове минимум 14 дней или пока не кончится товар. Купцы часто продавали его по оптовой цене, чтобы ехать дальше, и Львов пух, обрастая складами. «Отличная идея для экономической стратегии!», — говорила Оля и смеялась пуще прежнего. А Карабль пихал руку в штаны памятнику и внезапно находил там очень интимное!

Как мы попали в Эппл Хостел к ребятам из Запорожья, где провели многочасовую и напряжённую партию в риичи, которую я фееРИИЧно выиграла. Да простят они меня за мою девичью радость, что доставила им столько расстройства :). Как мы хотели растопить камин в квартире, но было нечем, и мы под покровом ночи воровали пустые ящики из-под овощей с соседнего импровизированного рынка. Как мы ползли по лесу в гору полтора километра, как Карабль смеялся, что я отчаялась преодолеть последние двадцать метров, чтобы посмотреть на часовню в скале. Как мы спускались по крутому склону от святого источника, а я чертыхалась, что не было лестницы, и молила Бога, чтобы не хлынул обещанный ливень. А женщина, что шла за мной, говорила: «Какой-то добрый человек поручень сделал, спасибо ему!», и мне становилось стыдно за своё нытьё. Как мы сидели у позорного столба (пенька?) в центре Жовквы и лыбились в объектив.

Как идея с ЛьвовКэмпом практически провалилась, но всё же пару вечеров блоггеры, гики, авторы и даже издатели собирались и играли в клубе «Цитадель», нашедшего уют в одной львовской квартире бывшего польского дома. Помню нашу лёгкую, непринуждённую болтовню с хозяевами клуба, их шкафы, забитые америтрешем, и балкончик, на котором так уютно торчать. Улыбчивых и таких светлых Остапа и Лену, Вову и Катю. Как sNOwBODY ходил по выставке и взывал: «Ублюдкииии! Где же эти ублюдки?!». Некоторые переживали, что он обзывается, а он все лишь искал ребят с их игрой «Ублюдки», презентация которой была по графику. Ну, помните, той самой, что вызвала социальный резонанс и лёгкое осуждение за текст на картах? Как я чуть не потеряла коробку с «Маленьким принцем», которую Паша привёз мне из Парижа, и всё-таки потеряла очки.

Как смешно было смотреть первый раз на карту Львова и с ужасом представлять, что до выставки долго топать, а потом промахиваться через две улицы, ибо идти до дворца искусств ровно пять минут. Как на второй день случилась вечеринка, устроенная «Миром Хобби», которая сплела всю тусовку в единый клубок, такой плотный, что вырваться и пойти домой стоило невероятного усилия воли. А некоторые и не стали противиться этому взаимному притяжению! Как я прибежала на выставку с поезда и первый, кого я увидела, был Настолкин, который бдил над детьми, играющими в гигантский «Каркассон». Как он подмигнул мне на вечеринке, когда я собралась в туалет, и шепнул: «Возьми фотоаппарат!», а я взяла и не пожалела :). Как Асса фоткала меня с «бокальчиком» пива, что относительно моих размеров напоминал ведро. Как мы обедали в Жовкве, и этот обед был удивительно вкусным и дешёвым!

Как Саша Ушан поразил всех своей открытостью и настойчивостью. Как мы хохотали, пока играли в его «Находку для шпиона», «Репку» и «Quattro». Как он пытался объяснить правила продвинутых крестиков-ноликов, рисуя их в темноте на меню. Как мы вечерами поднимались по лестнице нашего старого дома в полной темноте, лестница чуть отходила от стены, а угол дома был подпёрт двумя здоровенными балками. Как я насквозь промочила ноги, будучи в Москве, и так и не доехала до офиса «Мира Хобби» после трёхчасовой партии в «Munivers de Paris». Как я искала Юшину идиотский магнитик и таки нашла его! Как мы играли в 7 Wonders на пятерых, как я была близка к победе, но очаровательная девушка Света победила по деньгам, а мальчики умылись :). Как меня покорили ребята из «Трёхгранника«!

Как открыт для общения Сергей Абдульманов, как мягко и загадочно улыбается Виталик (smilek), как добродушно смеется Михаил Акулов, как искренне радуется награде Николай Пегасов. Как возмущается Дмитрий из «Звезды» за всеобщий поклёп на локализацию «Quarriors!». Как светятся счастьем глаза Макса Верещагина, когда он говорит, что у него родился сын. Как Влад (sNOwBODY) лоялен к любому автору на конкурсе, как он рассказывает про свой симферопольский клуб, а я смотрю на него, восхищаюсь и думаю: вот он, человек, достойный памятника. Как дружелюбны Саша Невский и Олег Сидоренко и как важно то, что они делают. Как я обнимаюсь на прощание с Настолкиным и говорю: «Увидимся летом под Вологдой!».

Помню, как стою на верхнем этаже шоколадной мастерской и пытаюсь надолго запомнить, как гостеприимен город Львов, как приветливы его жители и как мелодичен украинский язык. Разве можно впихнуть невпихуемое? Разве возможно уместить в одну статью все кусочки огромной мозаики, которой предстала для меня Игросфера? У кого-то проблема первой строчки, а у меня — последней: город Львов и четыре неполных дня, опустошивших меня.

49 комментариев

  1. Статья прелестна, как и её автор.
    Искренне рад, что ты все-таки успела насладиться мальовничими краєвидами и даже побывать на экскурсии :).

  2. а кроль на фотке откуда??

  3. […] via  Игросфера 2013. Бесценный опыт и лавина впечатлений. […]

  4. Ну блин! Я только прошел мучительный процесс возвращения от яркого праздника к серой будничности, а ты меня обратно в праздник вернула 🙂

    Спасибо, отличная статья! Все очень ярко и живо. Я действительно будто бы снова вернулся на Игросферу.

    • Njuse4ka:

      всё познаётся в сравнении, жизнь на контрасте позволяет ощутить настольный праздник в полной мере 🙂

      • Если статьи про Игросферу выкладывать каждый месяц, то Остапа будет колбасить целый год )

    • Алексей:

      Ломка после Игросферы была у всех кажется… Видимо это наркотик…

      • Это заговор. Подсадить всех на настолки через Игросферу. у всех ломка и они приезжают на паломничество к нам во Львов. Потом будут специальные магазины по всему миру со святой водой настольщика с Игросферы. Вода будет помогать протянуть еще пару недель. Протянуть в ожидании следующей Игросферы само-собой. Таким образом мы всех подсадим и будем контролировать.

  5. Отличная статья, море позитива и приятных впечатлений! И даже на с Юлей на фотках нашел! Прияяятноо…)))

    • Njuse4ka:

      приятно было познакомиться с людьми, которые так активно болеют за «настольное» дело!

  6. Приятная заметка, приятный автор, приятно было познакомиться! =)

    • Njuse4ka:

      рада была тебя увидеть, спасибо, что нашёл время встретиться 🙂 правда, я была очень замученная…

  7. А я ступил, думал сфотографировался с тобой, а оказалось нет ;( Жду обзоры понравившихся тебе игр, особенно конкурсных.

    • Njuse4ka:

      постараюсь написать о том, что мне показалось интересным. но настольные интересы мои не столь широки, так что готовься читать об унылых абстракциях 🙂

    • Попроси Нюсю прислать тебе фотку там где одна и в фотошопе вклеишь себя и будет хвастаться

  8. Было круто. Жаль мало. Но когда хорошего становится много оно уже перестает быть столь привлекательным. Поэтому, до следующей Игросферы. 🙂

  9. Следующий раз уже будешь наученной опытом и в жюри не пойдешь=) Я 2 года подряд отказываюсь, а на самом деле Невского и Сидоренко жалко, им сложно найти ребят в жюри. Есть только 2 100%-ных участника.

    • Njuse4ka:

      Я думала об этом сама с собой на досуге, когда эмоции поутихли. И думаю, что поддержу конкурс и буду участвовать в жюри, если пригласят, и если регламент будет более продуман, и это займёт на такую кучу времени. Мне кажется, что ВСЕ уже озвученные предложения по изменению регламента надо учесть в полной мере: разделение игр на категории; 1 автор — 1 проект; предварительный отсев (по прочтении правил или по краткой презентации игры на самом конкурсе); пробные партии в отобранные игры согласно заявленному времени партии (филлер — 20 мин, хардкор — 1 час); возможно выделение по паре судей на каждую категорию (например, мне бесполезно показывать варгеймы, америтреш и ККИ, но я могу сделать хорошие выводы по евро, абстракциям и филлерам). Судей оставить работать в общем зале. Организаторам нельзя пускать регламент на самотек и ждать, что кто-то вдруг возьмется его продумывать. Организаторы на то и организаторы, чтобы заранее собрать пожелания судей и авторов по регламенту и изменить существующий на более адекватный. За них это все равно никто не сделает, факт. И я не скажу, что мне шум мешал воспринимать информацию, а так хоть на выставку посмотреть удалось. Ни в какое отдельное помещение я не хочу 🙂 Извиняюсь, наболело… 🙂

      • Да уже в прошлом году говорили, что будут изменения. Пока что, на мой взгляд, изменения коснулись только места дислокации жюри.
        Про это буду много писать у себя, но все равно главное мнение — это мнение самих жюри и оргов. Я и в следующем году не планирую жюрить=)
        Со стороны я видел вот что: постоянно много левых людей возле жюри. Хорошо, если издатели еще пришли. А то ж и просто зеваки. Не мешало ли это? Как показать сложную игру за 30 минут? Не мешало ли жюри то, что кто-то из их участников задерживался (Влад, кстати, в этом году был спокен, между почим:))? Сколько нужно давать денег аки взятки жюри, чтобы выиграть драгоценную тарелочку? Что дает диплом Игросферы при собеседовании на гос службу? Не лучше ли отобрать 3 авторов на 30 тарелок, чем 3 тарелки на 30 авторов?
        Вопросов много

        • От Львовского Игросфера Информ:

          1. Как показать сложную игру за 30 минут?
          Никак

          2. Сколько нужно давать денег аки взятки жюри, чтобы выиграть драгоценную тарелочку?
          Можно написать Невскому и сказать что пишешь статью по Игросфере и попросить логотип Игросферы или (для очень умных) стырять ее из карточки Игросферы на тесере (там большая картинка). Эту картинку принести в салон где тебе ее напечатают на тарелке, подштаниках, папахе и фирменном пистолете Маузера времен переворота 1917 года.

          3. Что дает диплом Игросферы при собеседовании на гос службу?
          Дает респект и уважуху

          4. Не лучше ли отобрать 3 авторов на 30 тарелок, чем 3 тарелки на 30 авторов?
          Нехитрые вычисления говорят что при 3-х авторах на каждого будет по 10 тарелок, а т.е. по 10 блюд. Столько я готовить не согласен, по два блюда на нос максимум

    • У меня есть мнение. что если не будет конкурса вообще, то все получат членов жюри в свое «распоряжение» а значит можно будет играть и тусоваться. Возможно, этот фан перекроет сам конкурс. Особенно учитывая что высказывалось мнение в непонятности конкурса

  10. Да, статья отменная. Нюсечка описала все эмоции которые я также испытал, посетив данное мероприятие. Меня даже накрыло, да так что чмокнул Нюсечку в затылок от нахлынувших чувст ))).

    Спасибо за приятное знакомство, всем, всем, всем!

  11. Невозможное возможно = Игросфера + гики, блоггеры и все настольщики + гостеприимство + наше хобби

  12. Отличная теплая и эмоциональная статья!
    Рад за твои впечатления!
    Завидую

  13. NeviPerenni:

    Отличная статья, которую очень приятно читать! Спасибо большое!

  14. Gekamok:

    Атмосферная статья, пишет аж завидки берут.
    Все было круто, солнце, Львов, игры.
    Добавить саундтрек и ты прям, как в фильме Кустурицы (безшабашном и безбашенном).
    А дома лед в море еще не ушел…. и все еще впереди….

  15. Андрей:

    Просто круть, а не статья!
    Сейчас по второму кругу окунаюсь во Львов после прочтения статей из Львова.
    А кто-то даже Нюсечку чмокнул)) Видать Игросфера открылась для меня не с той стороны 😉
    Рад был знакомству и надеюсь еще встретиться на следующих конвентах!

  16. Пумбрия:

    А где же твоя фотка с ведром пива? 🙂

    • Njuse4ka:

      А это Ассу нужно спросить! Среди присланных ею фоток я подобной не увидела 🙂

  17. От лица «тех самых Ублюдков» спасибо Нюсе, что вспомнила о нас =) Было приятно познакомится с людьми, которые живут настолками. Вы нас еще увидите =)

  18. Пумбрия:

    Оказывается это я тебя фоткала, с ведром пива-то 🙂 То есть фотки с пивной вечеринки еще и на моем фотике есть.. Я тебе скину, надеюсь общественность увидит тебя с «бокальчиком» в следующей статье 🙂

  19. Нюся, не раскрыта главная тема: варгеймы были? 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.