by Njuse4ka

e7ca8b00b92f0c3436a546cb76a58c24Мне очень сложно иногда сориентироваться в настольном рунете. О том речь веду, что, читают ли меня дамы, я совершенно не представляю. То есть я подозреваю, что те, с кем я лично знакома, читают (привет!), но есть ли кто кроме них? Гранату что ли бросить? 🙂 Я это к тому, что гики полу мужского часто во мнениях со мной, что «хорошо», что «плохо», расходятся. Это очень сильно ощущается мною буквально всё время. Нет, точки соприкосновения, конечно, имеются, иначе М и Ж не могли бы относительно мирно и долго (часто десятилетиями) существовать рядом друг с другом. Опять же, противоположности притягиваются. Но иногда обвинения в мой адрес (дескать понарасхваливала, а оно на самом деле говно) всё-таки проскальзывают. Я относительно всеядна, но абсолюта тут трудно добиться, ибо в человеке всегда имеется перегиб. Поэтому к тому, что я напишу ниже, не стоит относиться серьёзно, так как я имею некоторую склонность к созерцанию, а с ним — к солорежиму, абстракциям и головоломкам.

С другой стороны, я часто замечала в комментариях на многих настольных ресурсах, что опытный настольщик, даже если он не любит какую-то игру из-за перегиба своих пристрастий в другую сторону, вполне может вынести игре адекватный вердикт типа «фигня/не-фигня». В моём случае ярким примером является «Игра престолов», которая однозначно «не-фигня». Но если вы возьмёте коробку с ней и подойдёте ко мне на критическое расстояние, то меня начнёт мелко трясти от омерзения :). Я не приемлю америтреш в чистом виде, не понимаю варгеймы (ох, уж эти женщины!) и бесконечно далека от ККИ. И к чему же Нюсечка пишет всё это?

Таким длинным вступлением я хочу подвести вас к пониманию того, почему для меня лучшей игрой конкурса разработок настольных игр на Игросфере-2013 стали «Порталы» от авторской группы «Трёхгранник». Дифирамбы? Петь или не петь? Петь не буду, ни слуха, ни голоса, но умолчать о них сил совершенно не имею. Ведь что сделала Нюся, как только разобрала чемодан? Попросила Лёшу Пальцева выслать поле, чтобы распечатать его и сыграть в клубе. Совершенно неожиданно дома в коробке с зиплоками нашёлся мешок дерева, разноцветные кругляшки которого идеально подошли для второго по счёту ПнП в моей жизни. ПнП вынужденного, так как «Порталы», разумеется, не изданы. Лёша оперативно скинул мне поле, что было тут же отправлено на печать, правда, в меньшем формате, чем задумывали авторы. И вот мы с Машей уже играем три партии подряд, сидя то в антикафе, то в клубе. Удивительное дело, но игра нас реально зацепила!

Алексею Пальцеву и Анатолию Шклярову (все мы знаем про их «Королевства«) хотелось бы выразить большой респект. Эти обаятельные ребята, к которым мгновенно проникаешься симпатией, привезли на конкурс аж три свои игры: «Порталы«, «Сухой закон» и «Разборки наёмников«. За партией в дуэльную стрелялку про разборки с тикающей бомбой я наблюдала лишь со стороны, но это совсем-совсем не моё. «Сухой закон» показался любопытным, довольно атмосферным евро на перевозку цветных «кубиков» в интересном сеттинге: Нью-Йорк, мафиозные группировки, мотание на авто из раёна в раён, полицейские оцепления… Правда, пощупать игру по-хорошему возможным не представилось, она оказалась слишком многогранной для получасовой презентации.

«Порталы» же, напротив, предстали практически идеальной игрой с точки зрения представления её жюри, учитывая получасовой жёсткий лимит. Простая по правилам абстракция оказалась на пробу глубокой и иногда даже мозговзрывающей игрой для 2-4 человек. Каждый игрок располагает тремя фигурками (в игре они названы «тотемы»), которые нужно провести из одного конца поля в другой. Кто быстрее сделает это, тот молодец. Механика игры, несмотря на совершенно обычную цель, совершенно необычна по своей сути. Можно перемещать только свои фишки, только вперёд и только по цветным кругляшкам — тем самым порталам. Причём существующая дорожка порталов из четырёх цветов указывает на те два цвета, которые активны и между которыми можно в этот момент перемещать фигурку. У игрока в свой ход есть возможность сдвинуть дорожку, сделав активными другие цвета. Фишки, которые оказались на порталах иных цветов, оказываются заблокированными до того момента, пока эти цвета снова не окажутся активными.

Из вышесказанного легко себе представить главный минус «Порталов» — сомнительная масштабируемость. Она очень хороша как дуэлька, относительно интересна на троих, но совершенно хаотична на четверых (я пробовала и так, и так, и эдак). Допускаю, что речь скорее следует вести не о масштабируемости как таковой, а о различной выигрышной тактике при разном количестве соперников. В дуэльном варианте вакханалия на поле не наблюдается, ты успеваешь следить за соперником и всегда знаешь, на сколько цветов он может сдвинуть дорожку порталов в свой ход. В игре на троих ты, тратя ходы на мелкую возню, приобретаешь ценное знание «никогда не забывай о цели». Пока двое мешают друг другу или пытаются подготовить хороший ход, третий без зазрения совести идёт по головам, гордо неся свой тотем туда, куда сказали. В игре на четверых прогнозировать что-то практически невозможно, и, когда вы перевалили через бурную речушку, лишь вопросом удачи становится, кто первым притащит на гору третий тотем. Порталов слишком много, и удачно скакнуть по ним становится намного легче, внимательность отныне наше всё.

Вот такая игра. У меня есть несколько вопросов по нюансам правил, которые здесь расписывать бессмысленно, но которые всплыли по ходу игры. Их я адресую напрямую авторам. От себя же хочу добавить ещё толику шклярову впечатлений. Игра нравится! Реально нравится, не шучу. Она реиграбельна и, на мой взгляд, особенно интересна в дуэльном варианте. Должна особенно приглянуться любителям абстракций, но заинтересует практически любого настольщика, по-хорошему заставив серое вещество шевелиться. По сложности геймплея и возможному интересу к ней неабстрактофилов ближе всего к Hive. Её интересно раскладывать снова и снова, пытаясь нащупать выигрышную стратегию. Условия победы в ней однозначны, ведь это не победные очки, а вполне себе осязаемое физическое действо — донести последний тотем, посему и победа ощущается как-то по-особенному чётко.

Можно, я не буду писать подробно про все авторские разработки с конкурса Игросферы-2013? 🙂 Дело в том, что этот мартышкин труд совершенно никому не нужен, ведь про про геймплей основных «хитов» («Пираты», «Таинственные знаки», «Голливуд») пытливый настольщик, обитающий в соцсетях, и так наслышан. А про войнушки, боёвки и америтреш я рассуждать и вовсе не намерена, ибо хочу говорить на этих страницах о том, что нравится лично мне (надменно, да, терпите).

Скажу только, что все три лауреата действительно достойны тех премий, что получили. В «Пиратах» («лучшая игра») интересная смесь механик, которая порождает азарт, а потому доставляет мощный фан. Корпоративная игра «Таинственные знаки» («лучшее оформление») восхищают своим артом и неожиданным сочетанием «Диксита» с «Клюэдо». А «Голливуд» («лучшая семейная игра») удачно смешал в себе драфт, сбор сетов и небольшой аукцион, где вы можете приобрести себе в труппу Джека Николсона или Мэрил Стрип, а потом снять фильм, который отхватит «Оскара». Приятно и то, что Александр Невский из I♥Games предложил выслать для клуба ПнП-материалы для «Пиратов», чтобы поучаствовать в тестировании, которое продолжается и по сей день. А «Голливуд» окажется у меня в руках через полтора — два месяца, и тогда я, поиграв, напишу об игре более подробно.

Но раз уж завела разговор об абстракциях, то упомяну ещё одну абстракцию, что всплыла на конкурсе и, главное, чем-то меня зацепила. А небольшой разговор далее пойдёт о картовыкладывательной игре «Quattro«.

Со своей «Quattro» Александр Ушан познакомил нас на вечеринке «Мира Хобби». Насколько я знаю, одессит Саша достаточно плодовит и имеет в своём арсенале что-то порядка девяти готовых филлеров. Нами были опробованы «Арифметика по-техасски«, «Репка«, «Quattro» и «Находка для шпиона«. Из этих четырех только техасская арифметика вызвала крайнее недоумение, остальные же доставили массу удовольствия, а мафиеподобный «Шпион» и вовсе покорил бóльшую часть жюри и гиков. «Quattro» пришлась очень по вкусу нашему клуб-мастеру Ольге (она вообще любит подобные игры), да так сильно пришлась, что Ольга не захотела расставаться с «Quattro» и в итоге оказалась одаренной одним экземпляром.

«Quattro» засветилась в номинации за инновационность. Это тем более примечательно, что придумать в абстрактной игре на выкладывание карт что-то новое довольно проблематично. Но Александр неожиданно ввёл азартную систему ставок, а там, где азарт, всегда лучи ненависти к оппоненту :). В свой ход игрок может выполнить одно из двух действий: либо выложить карту на стол, продолжая формировать поле, либо взять карту из колоды в руку, которая может содержать максимум 12 карт. Раздача заканчивается, когда у одного игрока иссякнут карты. Количество же раздач зависит от того, как скоро кто-то первым уйдёт в минус на 1000 очков. Этот лошок (в нашей партии им была я) и будет проигравшим. Выиграет же игрок с минимальным количеством штрафных очков.

Заработать минусы очень просто. Каждая новая выложенная карта устанавливает новую ставку. Если новая ставка ниже предыдущей, то минус идёт игроку, сделавшую новую ставку, в карман, что в целом приближает его к позорному проигрышу. При выкладывании карты необходимо соблюсти лишь одно правило: фигуры по краям карты должны совпадать с фигурами тех карт, к которым она пристыковывается. Пример расчета ставки ниже.

У жюри тем не менее были некоторые претензии к игре, одна из которых предлагает использование начальной карты со всеми четырьмя фигурами в четырех цветах. Это предотвратит формирование одноцветного поля. На мой взгляд этот филлер довольно играбелен и в том варианте, который уже существует. А о якобы прогнозируемом добирании карт до двенадцати в надежде отхватить карту крупного номинала предостерегает сам автор в следующих советах по стратегии:

1. Эта игра не столько на внимательность, сколько на хитрость.
2. Всегда держите при себе «козырные» карты: 50 или хотя бы 25-30.
3. Не скидывайте 50, если этого можно избежать.
4. Ни в коем случае не попадайтесь на «правило 12»: добирайте карты только когда необходимо, иногда идите на мелкие штрафы: не более 20 очков (5 – 10 это вообще смешной штраф).
5. Повторюсь: заставьте других снизить ставку ценой их собственных штрафов.
6. Будет круто, если удастся закончить игру, когда у других много карт: но жертвовать на этом более 60 очков штрафа неразумно.
7. Затяжной вариант партии: у вас много карт «50», и вы все время повышаете ставку и не даете ее опустить, заставляя всех набирать как можно больше карт.
8. Следите за количеством карт «50» — в колоде их 16 (4 цветов).
9. Для снятия игроков «с тормоза» объясните, что они должны продумывать ходы заранее. Можно использовать таймер (песочные часы) на 1 минуту за ход: не успел пойти – возьми карту и пр.

Вот такая обычная необычная игрушка получилась у Саши, от которого веет каким-то живым и нетривиальным мышлением. Невозможно не отметить, что к таким людям тянет как магнитом, а от их жизнелюбия заряжает позитивом. Это в том числе нашло отражение и в разработках, которые Александр успел показать за столь короткое время, что выставка мчалась сквозь нас, оставляя после себя такие приятные воспоминания. В том числе благодаря ему та вечеринка ощутилась как маленький праздник в том большом празднестве, коим предстала для многих «Игросфера-2013″…

25 комментариев

  1. […] via  Игросфера 2013. Конкурс: что пришлось по сердцу. […]

  2. «Можно, я не буду писать подробно про все авторские разработки с конкурса Игросферы-2013?»

    Молодец! Больше всего в Игросфере меня раздражает то, что потом вообще нечего читать пару недель. Всё пестрит совершенно одинаковыми обзорами, фотографиями и фразами «познакомился с Петей — какой он милый. мимими Пожал руку ФЕДЕ — он совсем не ведёт себя как звезда — пожал мне руку! Настолки это так здорово! Львов офигенный город! Мы пили, потом было много суеты, а потом в кафе представители компании™ оплатили еду, какие они милые и приятные люди».

    Не в обиду пишущим — просто субъективное впечатление 🙂 Я понимаю что это всё здорово, прикольно, интересно и трудно не поделиться на волне эмоций. Но как всё это одинаково… Я веду дайджест и читаю почти всё — не поверишь часто не могу сказать я уже это читал или это совсем другой автор… Удивительно приятно что твои статьи всегда уникальны и узнаваемы 🙂 Маладэс ещё раз 🙂 Спасибо

    • 2nastolkus
      Да это все так. Но ты не прав.
      И прежде всего в том, что никто не заставляет этих людей писать. А сам этот факт уже много значит.

      • Так а в чём неправ-то? Никто не заставляет людей писать — это факт 🙂 Просто Нюся молодец, что не стала писать ещё один «тот же самый отчёт».

        Возможно перед тем как писать свой отчёт почитать то что уже написано? Хотя я понимаю что это фантастика и в реалии не получится.

        Я не знаю как решить эту… да в общем-то и не проблема это 🙂 Ерунда это всё моё бурчание. Забудем. Я просто порадовался Нюсиному посту.

    • Njuse4ka:

      У меня в том году не было такого ощущения, я с удовольствием читала про Игросферу всё подряд. В этом году мне судить сложнее, потому что я была подвергнута той специфической волне эмоций, в которую окунает тебя выставка 🙂 Но вроде сейчас все больше сосредоточились на конкретике, в том числе на критике существующего «режима». То есть попёр конструктив. Это гуд. А за похвалу спасибо!

    • Хорошо, что ты у нас один такой с таким правильным мнением.

    • Это просто зависть. Тебе обидно, что тебя не было на этом празднике, поэтому и злит, когда другие хвастаются 😉

      Шутю, конечно. Если серьезно, то я думаю, что это специфика ведения дайджеста. Сомневаюсь что еще кто-то перечитывает реально все блоги. Большинство читателей просматривают несколько любимых блогов и для них не будет казаться, что интернет заполонили однообразные статьи.

      • это не зависть он просто озвучил свои интересы и свое мнение, это нормально. просто порой свое мнение можно не озвучивать, но это такое

        если объективно я тоже не был на выставке и конечно идет огромный потом впечатлений, которые повторяются. но ведь это нормально — вы ведь были на одном мероприятии. Конечно, я их все не читал,

        но я и друго не все читаю. что-то откладываю, что-то перечитываю. для меня нормально прочитать неделе через две статью и заспамить комментами. да основное обсуждение уже прошло, но такой у меня стиль потребления.

        Настолкус на самом деле никого не хотел обидеть, он наоборот похвалил Нюсю за такой стиль, просто получилось это в ущерб другим. просто так вышло

  3. Пумбрия:

    Предлагаю в пятницу на игротеке наконец ознакомить общественность с Порталами и Кватро. А то Саша меня уже спрашивал, как игра пошла в клубе — а мне и сказать нечего 🙂 Кстати, кроме озвученных тобой четырех его игр я попробовала еще же две — «Новые крестики-нолики» и «Чикен-Флэш» (которую сам Саша называет Курочка Ряба) 🙂

  4. Не люблю абстракты, но наблюдая, как вы азартно рубились в Кватро, очень хотелось присоединиться.

    • Njuse4ka:

      Хорошо в клубе пошла. Прикольная штука. Такая очень непростая и эмоции вызывает. Интересное ощущение от неё.

  5. «Можно, я не буду писать подробно про все авторские разработки с конкурса Игросферы-2013?»

    Самое «офигенное» в нынешней ситуации, что НИКТО из числа избранных, которым удалось попробовать пиратов и знаки, не написал о них подробно. Я сижу и просто недоумеваю от нехватки информации по этим победителям.

    «Чего про них писать, и так все всё знают». Так вот — я не знаю, а все отчеты до этого если и были, то не были достаточно подробными… Так что нечего надеяться на других. =)

    Про Трёхгранник я уже в обзоре Королевств сказал, что мы наблюдаем за рождением звезды международного масштаба.

    А в общем, как всегда, спасибо тебе за лёгкое чтиво. Нюсечка остаётся одна из немногих блоггеров, которых читать не по диагонали легко и приятно.

    • Njuse4ka:

      Хм. Ты меня прямо озадачил 🙂 тот же Вова из Латвии подробно про них написал аж по фазам все. Но кроме него действительно никого толком не припомню. Это упущение! Пнп Пиратов уже у меня, мне не удалось сыграть полноценную партию на Игросфере, наверстаю в Архангельске и напишу 🙂

    • Да и я, вроде, отдельно останавливался на этих играх. Или ты имеешь в виду самостоятельные обзоры, а не в рамках отчета о выставке?

      • он просто вежливо сказал что хочет почитать прикольных статей по играм, а тут немеряная толпа опусов по игросфере и многие пишут одно и тоже.

  6. Greta:

    Нюсечка, а мне казалось, что твоя игровая жизнь начиналась с «Ужаса Аркхема», не %) ? Касаемо читабельности и девочек, у нас в клубе много девчонок, и когда я спрашиваю
    , а почему же Смоленских настольщиков так мало на Тесере мне отвечают, мы читаем почти каждый день, это интересно, а вот спорить с другими или доказывать, что варгеймы самые брутальные настольные игры на земле это фи…Потому я уверен, очень много людей читают блоги, просто они по каким-то своим внутренним причинам не спешат комментировать-, Аффтар жжот, пиши исчо!

    • Njuse4ka:

      Женя, моя игровая жизнь началась с Манчкина 🙂 Потом было Зельеварение. Но Аркхэм тоже был где-то в самом начале пути.
      Тут прикол такой с этим блоггерством вышел.. У нас же какбэ клуб, а Оля какбэ его руководитель и у нее отдел настолок в одном ТЦ. К ней в отдел приходят мальчик с девочкой и спрашивают: «А это вы… вы… блог Недомино?!», а она: «Нет. А что, похожа разве?». Так что кто-то читает, значит нужно кому-то… А комментят тока блогеры 🙂

  7. Кварто меня не зацепило, а вот Порталы — оно! Не смотря на то, что апппстракция 🙂

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.