by Njuse4ka

Сейчас мы с Юшиным живём в тихом, спальном месте — гопораёне «Варавино» нашего вытянутого вдоль реки города. Это тут после запрета продажи алкоголя в определённые часы продуктовый за углом открыл пивнушку прямо у грязных касс. Это тут клиенты «Закусочной» катаются по ночам на магазинных тележках. Это тут средь бела дня буднично блюют сопричастные дню ВМФ. Это тут продают обувь по 300 рублей. Это тут любимым ситкомом становятся «Реальные пацаны». Это тут ранним пасмурным утром на скамеечке восседает нечто в бескозырке на затылке, тёмных очках и с неприлично розовым чупа-чупсом во рту.

Всё тут с приставкой «гопо-«. Раньше мы жили в другом районе. Там было, если честно, довольно уныло и много крыс, но недалеко от центра. И несмотря на всё говно вокруг, мы как-то более утончённо себя чувствовали, хоть и терпели каждую ночь с улицы бесконечный гопо-дебош, что не давал спать с открытым окном. Был у нас party-cat Тузик, пока не свалился с балкона и не потерялся, и в те времена Юшин ласково звал меня «моя козявочка». А теперь? Что теперь, я вас спрашиваю? Теперь чистые двор и подъезд, вокруг тишина, чистота и много зелени. Теперь у нас гопокоты Филя и Сеня, а Юшин впридачу зовёт меня «быдло варавинское».

Обманывать не буду. Я заранее знала, что скоро мы окажемся «счастливыми» обладателями игры «Бригада«, которое услужливо выслало нам издательство «Магеллан«. Мои попытки воспротивится этому неожиданному, в общем, приобретению отклика не нашли, и я решила, что зря заранее воспринимаю всё в штыки. Подняла высоко руку, резко опустила её вниз и сказала сама себе: «Да и х.. с ним!», придёт — сыграем. И «Бригада» приехала к нам на Варавино… И мы сыграли в неё. И, удивительное дело, она совершенно не вызвала сильного отторжения и оказалась хоть и специфичной, но довольно атмосферной штукой.

Когда на портале «Тесера» запустили конкурс «Рыцари круглого стола — 2», то я, было дело, привычно рванулась в нём поучаствовать. По правилам конкурса участники сами назначают друг другу игры для обзора, и ради смеха мне предложили написать обзор неоднозначной «Бригады». Но с конкурса я слилась по нескольким причинам: много авторов, много работ, маленький шанс выиграть приз, а весенняя депрессия окончательно подавила решение участвовать в этом словесном соревновании. Но как я люблю говорить: всему своё время. И, похоже, время таки пришло :). Внезапно…

Хочется сразу сказать о правилах. Они написаны хорошо и понятно, но у них есть один нюанс. Их довольно долго читать, они занимают не одну страницу, но если кто-то владеет предметом, то они объясняются буквально за минуту. Возможно, это связано с тем, что сам игровой процесс хорошо оттестирован и отлажен. Когда игрок погружается в него, то все действия очень логичны и понятны. Собственно, и саму игру с натяжкой можно назвать гопоманчкином, из идеи которого она родилась, хоть и была сравнительно сильно изменена в процессе создания.

В «Бригаде» по аналогии с уровнями в «Манчкине» есть такое понятие как «крутость«. Тот, кто первым дорастил свою крутость до 20 пунктов, тот и выигрывает в этой игре с такой неоднозначной темой. Собственно, партия длится некоторое количество ходов, которые для всех игроков отыгрываются одновременно. В фазе «разброд и шатание» все пацаны определяют, в какой район (локацию на общем поле) хотят наведаться. Данные намерения реализуются тайно при помощи маркеров хода, после вскрытия которых становится ясно, кто, куда и зачем.

Ну, в нормальном районе чёткому пацану делать нечего. Если пацан излишне крут, то нахождение в спокойном районе сразу скажется на его авторитере — крутость автоматически снизится. Что в нормальном, что в крутом районе забредшие туда пацаны тянут из колоды карты, среди которых могут быть как шмотки, так и местные перцы со шмотками (уровень опасности и величина плюшек зависит от крутости района). Если последнее, то пацанами сначала предпринимается попытка отъёма материальных ценностей, а попросту — драка. Победившие в махаче пацаны делят шмотки и увеличивают свою крутость; в противном случае — убегают или отмахиваются, но в любом случае теряют крутость за то, что слили драку в принципе.

В клубе можно набрать всяких прикольных карт, которыми потом можно корректировать ход событий или в течение игры достигать какие-то скрытые от других жизненные цели, которые позволят увеличить крутость, а значит — приблизить к пацана к победе. Но если в клуб отправился не один пацан из сидящих за столом, все они, конечно, получат карты, но придётся драться стенка на стенку, а тут уж по-любому кто-то будет более крут. Поход в отделение даст возможность открыть для пацанов в районе больше карт из колоды, что как правило усложняет пацанам их крутую жизнь, но в случае победы в драке и плюшек даст больше. Есть ещё качалка, но это так, фигня. Настоящий пацан закаляется в драках.

На конец хода визуально отмечается крутость каждого пацана, которая слагается из крутости на его личном треке (это природная крутость, закалённая в гопобоях) и крутости надетых на него шмоток. У кого крутость 20, тот ваще ппц крут.

Ну чего, перейдём потихоньку к весьма утешительным выводам 🙂 Несмотря на. В этой игре есть парочка интересных моментов, о которых я ни разу не упомянула, но которые помогают понять, почему она в принципе имеет право на играбельность.

Конечно, стремление руководителей издательства «Магеллан» к нетривиальным темам и жаргонному написанию правил (вспомним хотя бы нашумевшую локализацию «Алькатрас») может вызывать противоречивые чувства у многих. Но, во-первых, игра «Бригада» предназначена исключительно для взрослой аудитории и априори есть ни что иное как обычный стёб. Правила написаны с большой долей юмора, который мне, например, понятен, хотя тематически не близок.

Во-вторых, она по-хорошему социальна. Те, кто любит механику переговоров в настольных играх, оценят тот факт, что социалки в «Бригаде» вагон и маленькая тележка. И встречается она буквально на каждом шагу, начиная с самой первой фазы — выбора района для посещения с целью навалять и отжать. А выглядит это примерно так:

Нельзя забывать и о том, что пацаны, вместе пришедшие в район — это бригада. Посему проблемы, возникающие с непокорным местным населением, они решают сообща и полученные шмотки делят на всех. Если кто-то не согласен с вариантом дележа, то по истечении времени в песочных часах шмотьё остаётся лежать в районе до следующего посещения. Та же фигня с клубом, где пацаны дерутся стенка на стенку. И на какие группы они при этом поделятся — тоже результат переговоров. Интересный элемент вносят роли, которые надевают на себя игроки. Примеривая на себя ту или иную роль, игрок вынужден вести себя соответственно (иначе потеряет крутость): использовать жаргон (Пельмень) или выражаться исключительно литературно (Ботан); держаться своего слова (Лысый); касаться другого в разговоре (Лаваш); сохранять спокойствие (Шприц) или говорить короткими рублеными фразами (Шкаф).

Тематика, которая может вызвать негативные реакции (и вызывает), мне лично не противна. А самоирония в данном случае является некой лакмусовой бумажкой, выявляющей тех, кто подняться над своими тараканами в голове и не предвзято оценить социальное устройство двадцатилетней давности не в состоянии. И улыбнуться тоже. Помните «Того самого Мюнхгаузена»? Подглядела у Настолкуса в скайпе 🙂

Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!

Но по сути для настольщика один из главных вопросов (помимо компонентов, которые в «Бригаде» просто на высоте) — это щекотливый вопрос реиграбельности. А вот тут, думаю, фан «Бригады» — дело ужасно скоротечное. Как подарок? Почему бы и нет. Сыграть партеечку? Было весьма забавно. Сделать её жемчужиной коллекции и отвести ей почётное место в стеллаже с картоном? Нет уж, увольте!

PS: Так как к моменту написания обзора коробка с игрой уже покинула нашу обитель, то фото компонентов взято c сайта магазина «Мосигра«.

PPS: Моё любимое место в правилах 🙂

25 комментариев

  1. Не ожидал такого. Вот честно.
    Ну а вааще так норм, чё. Такой чёткий обзорчик. красава вааще.

  2. спасибо за обзор. интересно, чо!

  3. Обзор как всегда великолепен, но от темы меня, простите, «блювать» хочется. И самоирония тут нипричём, мне кажется 🙂

    Я понимаю что так было и это часть нашей истории, но … вот скажем возьмём что-нибудь особо паскудное… ну, скажем, «Молот Ведьм». Страшная штука, наша история, но играть в игру на эту тему мне было бы просто противно.

    Да и вообще я сильно против игр с «сомнительной» тематикой. Скажем игра у кого-то там появилась про ублюдков. Ну не смешно мне. Наверное я ханжа, но «брось кубик и отдолби его в очко столько раз сколько выпало» мне не только не смешно, но и противно. Так же и тема гопоты. Ни разу не смешно играть в «отожми у очкарика бабла». Наверное зря во мне сильно развито сопереживание.

    Не моё. Понимаю что найдёт свою аудитогрию, гыгыгы, но эхыхых — «пичально» мне видеть подобные, простите, «игры». Я то ли тупой, толи чувства юмора отвалилось. Даже тень отдалённая на стомильёнов километров не проскользнула хотябы вскользь посмотреть что это такое.

    Имхо и всё такое.

    P.S. А что за обзор взялась — молодец. Я бы точно не смог написать интересный пост про то, что меня не привлекает 🙂

    Первый абзац, правда вообще не понял — там намешано «раньше-теперь» и непонятно почему теперь вы живёте около гопоты, но вокруг тихо и спокойно 🙂

    • Njuse4ka:

      Архангельск — город контрастов… 🙂
      Я могу сказать только, что я не против ни чего. Оно есть и у него есть своя аудитория. Значит это кому-то нужно.

      Кстати, по поводу «Ублюдков» забавное… Я же с ними познакомилась немножко на конкурсе Игросферы. Это на редкость умные и интеллигентные ребята. Цель же ведь не поржать даже (хотя и это тоже), а выбить публику из колеи, расшевелить. И ублюдки, и бригада с этой задачей справляются хорошо.

      Вот ещё меня изумляет: почему у Магеллана такие охрененные компоненты?! Знаю, что они много и долго боролись за качество (Абдульманов рассказывал). Но ведь дело даже не толщине картона, а в том, как правила написаны и свёрстаны. Без единой ошибки, всё красиво, в руки приятно взять, буква «ё» на своём законном месте 🙂

      Некоторые даже простые игры локализовать без ошибок не могут, стыдоба. Ни за что не поверю, что в округе нет ни одного грамотного или того, у кого руки в тому месту привинчены. Причем цена магеллановских игр отечественных авторов не очень высокая при таком то качестве и количестве компонентов.

      • Я и не говорю что этого не надо — я говорю «не моё» 🙂 Согласен что почти всё кроме (нужное вписать) имеет право на существование 🙂 Вне зависимости от того нравится оно мне или нет

        ::а выбить публику из колеи, расшевелить
        Имхо спорный способ. И мотивы, мне думается, всё таки просто напросто заработать денег на огромной аудитории. Ведь кто-то же смотрит миллионами всякие День2 и Кривое Зеркало 🙂 Вот им родным и втюхать. Их много, схавают. Так что в желание «раскачать, всколыхнуть, расшевелить» я, в силу возраста и некоторого жизненного опыта, давно уже не верю.

        Я совсем не обижусь если ты понаудаляешь эти мои комментарии. Была бы ты в скайпе — я бы вообще сюда это не писал 🙂

        • Njuse4ka:

          Ты чо, не буду я ничего удалять 🙂 Ты ж меня не оскорбляешь публично 🙂

        • denis13:

          а что сомнительного-то в тематике?
          гопники и бандосы это же не явление исключительно 90-х, оно во все времена подобное было. тот же «Анк-Морпорк» по сути на ту же тему.
          как по мне, то самая сомнительная тематика в играх про огород.

          • denis13:

            я сам не люблю тему «братков», но вот фильм «Бумер» пересматривал раза четыре — шикарнейшие диалоги, хоть на цитаты растаскивай.

          • Njuse4ka:

            я так смеялась на твоим комментом, спасибо прям..)) огород, надо же)))

  4. _ГрАнд_:

    Эх, Архангельск!
    У меня родственнички живут где-то на Маймаксе, там ещё всё нумеруется по заводам. Даже не помню, какой номер завода. Был я там, наверное, лет 10 назад. Вот уж действительно где культурный шок!

    • Njuse4ka:

      Андрей, не «на» Маймаксе, а «в» Маймаксе )

      • _ГрАнд_:

        Угу, «в» Маймаксе. Просто для меня это немного странно, ведь Маймакса — это вроде бы речка ( или не речка, проток — не знаю). Вот и не понятно мне, как это, «в» Маймаксе.
        А контингентик там порой такой, что понимаешь: Бригада — это простая стебная игра, не имеющая к реальности никакого отношения. «Романтика городских окраин.»
        Лучше бы под этот очередной манчкин-механизм придумали какую-нибудь другую тематику.

        • Njuse4ka:

          Название «Маймакса» чаще употребляется в качестве названия района. Тоесь люди живут в районе города под названием «Маймакса», поэтому «в». Когда в гости приедешь? )

          • _ГрАнд_:

            Ехать-то не к кому. Одна двоюродная сестра осталась. Дядьки и бабушка умерли, о других двоюродных ничего не знаю, да и знать не хочу. Ехать не хочется. Боюсь, маме будет тяжело видеть, во что превратился её дом.

  5. Поддерживаю — «огород» — угрюмо! Но «братковость» гораздо хуже =) Смотрю на вещи примерно как nastolkus. Терпеть не могу это в реальной жизни, и в картоне такое не привлекает. А обзор очень хороший, прочитал с удовольствием! =)

  6. По теме: спасибо за статью, столько шуму было, а материалов пшик.

  7. Пумбрия:

    Я, не осилившая Алькатрас и Бригаду по причине нелюбви к блатной тематике, могу с уверенностью заявить, что наблюдать за играющими было крайне забавно, особенно за Нюсей и Пролетовым 🙂 Я живу на Варавино всю жизнь и скажу тебе, Нюся: еще несколько партий в Бригаду — и ты вполне ассимилируешься с соседями 🙂 Не факт, что ты будешь профессионально блевать на день ВМФ, но в «Закусочную» ночью сможешь заходить без содрогания 🙂
    А если говорить о спорной тематике — кроме двух названных игр лично меня смущает еще, например, игра Воришки.. Допустим, Бригада и Алькатрас рассчитаны на взрослых игроков — у первой указано от 16 лет, у второй — от 15.. То есть никаких претензий- не хочешь ботать по фене, не ботай. Но Воришки-то от 8 лет! И вот приходит ко мне в магаз мамочка с мальчиком младшего школьного возраста, начинаю я ей энтузиазмом объяснять про игру Воришки, мол, симпатичная игра, деточке вашей понравится! Выбираете воровской инструмент, например фомку, идете грабить на выбор банк или музей, потом сбываете награбленное в гавани, получаете бабло — очень захватывающе… И у мамочки лицо так меееедленно вытяяягивается.. Вот правда — вроде и игра неплохая, но как можно ребенку предлагать грабить музей? Он может и музее-то еще ни разу не был в своей жизни.. Так ведь и закрепится детском мозгу инфа, что музей — это такой склад дорогостоящего барахла, которое можно неплохо забарыжить.. Вот не то, чтобы я смотрю на вещи узко… просто мне кажется, что должен быть некий предел совести издателя, за который переступать нельзя. Нельзя добавлять к чужой игре акулу и говорить шо так и було, нельзя брать чужие игры и выпускать их под своей маркой, заменив тотем поленом и зайцев слонами, и точно так же нельзя предлагать ребенку ограбить музей или подростку — отжать мобилу.. Хотя издатели, по ходу, другого мнения 🙂 А идеалистов у нас на Варавино всегда били… Пойду спрячусь.

  8. на халяву бы сыграл, а покупать — западло.
    очень тонко отмечено, игра одноразовая

  9. Игра Сергей Абдульманова. А заинтересовал он меня уже по рассылке «ТуТу Сюжеты» с ТуТу.ру, начавшиеся, кажется, со стартом Пандемии. А что вывело и в настольный мир, так совпадение. В тех сюжетах очень понравился простой легкий язык, с юмором, и прямо-таки жду рассылку. Узнал, что до ТуТу Сергей был маркетинговой компанией МосИгры. Ну и Тесеру копнул, увидел Бригаду и еще пару игр с участием его в авторстве. За обзор спасибо, отлично! Понятно, что к этому надо как к Манчкину относиться. Забавно сделано в любом случае.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.