by Njuse4ka

Недавно я словила очередных лучей презрительности, потому что люблю типичные евроигры. Ну, вы знаете, это такие игры, где вы соревнуетесь, зарабатывая победные очки. В них обычно есть поле, есть какие-то там ресурсы, которые вы добываете тем или иным способом, а потом перегоняете их в эти самые victory points. Еврогеймам присущи игровые механизмы, которые ценны как бы сами по себе, потому что привязка к тематике игры, как правило, крайне слаба. Подобные настолки сопровождает сухой математический расчёт, в последнее время часто разбавляясь чем-нибудь необычным, вроде неожиданных колёс в Tzolk’in. Но в целом да, всё довольно абстрактно: от частично до абсолютно. Абсолютно, то есть до такой степени, что присандаль эти механизмы на другую тему, ничего не изменится. И фактор случайности если и есть, то его буквально щепоть, лишь разбавить сухость, но не изменить вкус настольного блюда. Вот новая локализация «Летопись» (в оригинале Village) от компании Zvezda именно такая: типичная евроигра. Не изюмительная, но с изюминкой, даже с тремя. И последнее очень обнадёживает.

В «Летописи» вам выдадут семью из четырёх человек и ещё кучку миплов — будущие поколения. Чтобы вы не перепутали, кого за кем рожать, поколения трудяг пронумерованы от 1 до 4. На красивой карте вам покажут деревню, состоящую из нескольких игровых зон, пользуясь которыми, вы получите ресурсы или победные очки. За забором деревни начинается, типа, Мир — так в «Летописи» названы шесть ближайших городишек, посетив которые, можно прослыть знаменитым путешественником. В игре победные очки названы очками известности: активная жизненная позиция членов вашей семьи позволит прославиться и попасть в летопись, а не упокоиться в безымянной могилке на краю деревни.

Так. Типичная евра, да? Каковы же ресурсы? Тут мы натыкаемся на…

…изюминку номер раз. Я никогда не встречала такого и была несколько удивлена подобным механизмом. Одними из ресурсов «Летописи» являются разноцветные кубики влияния, которые представляют собой знания, умения, убедительность и судьбу. В начале раунда кубики рандомно вытаскиваются из мешка, куда предварительно замешиваются в нужной пропорции, и раскладываются по игровым зонам в указанном количестве. Игрок в свой ход берёт кубик из какой-либо зоны, забирая его себе, и может выполнить соответствующее действие: собрать урожай зерна, поторговать на рынке, отправиться в путешествие или продолжить его, поработать в мастерских, размножиться, покачать права в деревенском совете или получить духовный сан в церкви. Этакий миплплейсмент наоборот. По-моему, довольно оригинально.

Кубики влияния — это основной и вполне себе конкретный ресурс, который нужен, куда бы ты ни пошёл. Умения и знания будут не лишними в мастерских и в долгом путешествии по миру, убедительность пригодится для успешной торговли на рынке и для карьеры в деревенском совете, а судьба предопределит, будет родич путешествовать или отдаст свою жизнь на благо служения церкви. А если не использовать всякие красивые атмосферные описания, то абстрактно это выглядит так: мой ход, я беру зелёный кубик с ячейки, где размножаются (называется «Семья»), беру мипла, ставлю его себе на ферму. Размножилась. Ход переходит к следующему игроку, который так же берёт кубик с любой ячейки и выполняет её действие.

Кубики влияния остаются у игрока — они требуются везде, кроме размножалки и рынка. На рынок надо идти с товарами: зерном, лошадьми, быками, плугами и свитками, которые являются ещё одними ресурсами и позволяют получить именно победные очки. Продал мешок зерна и лошадь — получил 3 очка. Как-то так. Зерно можно резво насобирать на своей ферме, для этого не надо дополнительно придуряться. А вот остальное придётся добывать в мастерских: либо за кубики влияния, либо отправлять туда родичей, чтобы выращивать, создавать, ковать, мастерить и прочее. Для этого члена своей семьи придётся сначала обучить конкретному ремеслу, а это займёт определённое время, впрочем, как и создание самого товара. И тут мы подкрадываемся к…

…изюминке номер двавремени. Понятие времени, разумеется, встречается во многих играх. Оно может быть тематикой игры, как, например, в Clocks, но чаще служит для отсчёта изменения игровых условий или индикатором окончания раунда, его этапов или игры в целом. В «Летописи» время — это не тема, это не прямолинейное средство отсчёта, но ресурс, так как он необходим для выполнения практически любого действия на поле. Можно сказать, ресурс бесконечный (ибо вы можете тратить его сколь угодно много), но приближающий окончание игры через смерть ваших и чужих родичей. Как только те окончательно заполонят могилки своими тельцами, игра подойдёт к концу. Так вот,…

….изюминка номер три — в «Летописи» миплы смертны. И это совершенно очаровательно, так как вовсе не производит гнетущее впечатление. Каждые 10 единиц времени, которые вы потратите, кто-то должен умирать. В могилку кладётся один и самых старых членов семьи, именно поэтому поколения ваших родичей изначально пронумерованы. Для хорошо потрудившегося на благо семьи всегда найдётся место: либо в деревенской летописи, куда вязью вплетётся его имя, либо в безымянной могиле за церковью.

Очки выдают за путешествия соответственно количеству посещённых вашей семьёй городов, за деревенскую летопись соответственно количеству вписанных туда имён вашей семьи, за церковь и деревенский совет соответственно количеству членов семьи и их положению в церковной иерархии или на карьерной лестнице, за монеты, за обслуженных на рынке покупателей. Излишне говорить, что побеждает игрок в наибольшим количеством победных очков.

А теперь немножко о косяках локализации. Их, в общем, нет, так что можно смело брать коробку =) Но. Я постаралась внимательно прочитать правила, так как косяки могли скрываться только там, потому что сама игра языконезависима, а компоненты просто выше всяких похвал. Их отменное качество вы можете лицезреть на фоточках, которые я натыкала в этот обзор. Правила переведены и свёрстаны добротно. Единственное нарекание по оформлению (но это мой личный пунктик) — никак не хочет «Звезда» выравнивать текст по краям, даже если в оригинальных правилах это сделано. Но это вещь не принципиальная, конечно, ведь я ещё и вижу лишние пробелы… =) Поэтому Нюся не показатель.

Стр. 3 — небольшая путаница в буквах при обозначении зон на игровом поле.

Стр. 8 — опечатка при описании доступных действий в деревенском совете. Написано: «Дополнительно вы должны потратить 2 или 3 единицы влияния в зависимости от уровня палаты», надо: «Дополнительно вы должны потратить 2 или 3 единицы времени в зависимости от уровня палаты». Немного фрустрирует, но лечится логикой и значками на поле.

Стр. 10 — опечатка при описании вариантов использования монет. Написано: «В конце игры каждая, не потраченная вами, монета принесет по 1 очку влияния«, надо: «В конце игры каждая не потраченная вами монета принесет по 1 очку известности«. Ибо кубики влияния, единицы времени, но очки известности. А то эти понятия как-то слегка перемешались у переводчиков, да и запятых лишку, увлеклись.

Я очень долго размышляла, что же написать о впечатлениях, кому рекомендовать и рекомендовать ли вообще. И скажу, наверно, так. «Летопись», во-первых, объективно хорошая евроигра. Во-вторых, она несложная, скорее семейная, чем для гиков, хотя последние к ней относятся весьма и весьма благосклонно, а это хороший показатель. Красивая и, в-третьих, довольно атмосферная, что для представителей еврошколы всё-таки редкость.

В «Летописи» есть действительно интересные идеи и механизмы, которые подчёркивают её оригинальность и выгодно отличают её от других подобных игр. И единственный вопрос, который занимает меня: как часто эта коробка будет доставаться с полки? Другими словами, меня активно терзают смутные сомнения в ей реиграбельности. Но только время способно расставить всё по своим местам, а этого ресурса у меня всяко побольше, чем у бедных миплов, трудящихся на благо своей семьи в «Летописи».

13 комментариев

  1. martinyman:

    Спасибо, было интересно. В колебаниях, нужна или нет, игра. Евры есть несколько. То что миплы играют в ящик, это круто, конечно :-). «Сгноби свой род побыстрее, уахахаха!».

  2. 3e6p:

    Слухи! Скандалы! Расследования!
    Горячие новости: Юшин склонировал Нюсечку!
    Яфшоке! 🙂

  3. Согласен — игра приятная, но стратегий не много, можно пересчитать по пальцам одной руки. Поэтому и купил доп.

  4. MisteriG:

    Нюся, объясняющая сама себе правила. Это интересно))

  5. Ух ты, у Нюсечки появилась Клонюсечка 🙂

  6. Отличная игра. Смело могу сказать — гикам нравится. В семье тоже пойдет, но если главный домашний гик будет себя сдерживать и хоть изредка проигрывать :).

  7. Не довелось еще сыграть, но судя по обзору — замечательное евро. Люблю такие )

  8. Прикольно, интересно поиграть в нее.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.