by Njuse4ka

С Santiago у меня складываются такие же неоднозначные отношения, как и человек, который меня с этой игрой познакомил. Был настолкэмп, была глубокая ночь, был Зордок и была Santiago. Понимаю: многих читающих часто возмущает отсутствие на этих страницах обзора обычного и присутствие каких-то околоигровых размышлений. Но писать обычный обзор моей музе тупо скучно, и как только она чует, что запахло чем-то подобным, то просто исчезает. Вот и сейчас… извините за неровный почерк.

Santiago — она вроде такая простая и незатейливая, но в то же время требовательная. Простая, потому что тайлы, немного деревянных маркеров, пара пластиковых пальм и куча бумажных эскудо. Даже непонятно, зачем Amigo изготовило для Santiago такую огромную коробку, в которой пластиковый органайзер настолько удобен, что им можно играть в магазин, а поле не имеет сгибов, потому что влезает целиком. Простая, потому что правила очень просты. По сути, это игра про контроль территорий с коррупционно-капиталистическим душком, в которой этот самый контроль плотно завязан на денежные знаки хитрых плантаторов.

Santiago необычна, потому играть в неё и говорить о ней интересно. О ней можно адекватно рассуждать, сыграв всего пару партий, потому что Santiago раскрывается прямо с порога. Когда я думаю о ней и вспоминаю ощущения во время игры, то понимаю, что люблю её так же, как люблю The Boss. Если вы не играли в эти игры, то, читая обзоры и изучая правила, возможно вам никогда и в голову не придёт их сравнить. Santiago — этакая смесь «Босса» с «Бонанзой», в смысле, что в ней нужна боссова хитрость и бобовье умение договориться, чтобы твоя суммарная выгода по итогам игры превысила профит соперников.

Собственно, идея и ключевая механика. Побеждает тот, кто заработает к концу игры больше денег. Независимо от своих достижений на конкретный момент времени каждый игрок в конце раунда получает 3 эскудо. Раундов несколько, и они всегда протекают одинаково. Сначала игроки борются на аукционе за плантации разных типов и выкладывают их на поле. Тот, кто первым сказал «пас», становится оборванцем, который решает, куда копать канал, чтобы оросить угодья. Затем игроки вносят оборванцу предложения копнуть так, чтобы их плантации не засохли. Засохшие бананы денег не принесут. Сомнения оборванца копать в предложенном направлении рассеиваются некоторым количеством эскудо, которое плантаторы настойчиво суют ему в руку. К тому же оборванец озабочен своими плантациями, которые тоже надо орошать. В конце игроки суммируют количество денег на руках и прибыль от незасохших плантаций. Последнее считается, как количество рабочих игрока, умноженное на количество плантаций этого типа, расположенных рядом друг с другом. У кого денег больше, тот молодец.

В Santiago очень интересно играть. Это не битва умов, а соревнование в хитроумии, потому что построена игра на тесном человеческом взаимодействии и раскрывает не столько талант просчитывать, сколько применить в нужный момент социальные навыки и склонить чашу весов в свою сторону. Но поговорить я хотела не о достоинствах игры, кои после сыгранных партий для меня очевидны, а о её недостатках…

Сейчас я уже остыла, конечно, но после памятной партии на игротеке сначала страшно возмущалась про себя, а потом вылила это всё на Фрая. Он попытался урезонить меня и приводил вполне логичные доводы, но во мне всё кипело. Вообще, я понимаю, что недостаток одного — это по сути достоинство другого, и игра может быть ломаема лишь потому, что допускает кингмейкинг, который правилами никак не ограничен.

Ближе к концу стало ясно — выигрывали Фрай и я, по сумме очков (деньги плюс плантации) мы были равны. Серёга с Максом были не первыми, но я бы не сказала, что отрыв был диким. Не то что в Ирме, когда я победила с большим перевесом. Дима, который всю игру совершал какие-то совершенно нелогичные ходы, бессимтемно подпихивая полюбившиеся ему картофельные грядки в неадекватные места, в последнем раунде просто так отдал Серёге-оборванцу 20 эскудо. Взял и отдал, потому что мог. А если мог, то почему бы и да? Раз из-за своей же игровой тактики копить бумажки, не обращая внимания на размещение плантаций, по очкам был далеко позади? Серёга благодарно принял этот дар «картофельного короля» и выиграл, широко при этом улыбаясь.

Некоторые (особенно мужчины, которые очень не любят проигрывать) подумают, что моё возмущение связано с ускользнувшей в последний момент победой. Даже Фрай так про меня подумал. Фрай, который знает меня как облупленную. К сожалению ли к счастью, победа в игре для меня не так важна и никогда не ставилась во главу угла. И я замечаю свои победы и поражения, только когда кто-то рядом начинает считать свои =). Но, оказывается, я до сих пор не сталкивалась с кингмейкингом. Для меня это стало настоящим культурным шоком и, в целом, слегка выбесило.

Наш диалог пошёл дальше и вылился в небольшое обсуждение, можно сказать, типов поведения за игровым столом. Фрай всё время оперировал понятием «валидная тактика», под которой в данном конкретном случае он понимает поведение, обоснованное стремлением игрока получить удовольствие от процесса, если победа ему не светит. И если при этом в игре нет «защиты от дурака», то есть правила разрешают производить подобные действия, то в «валидные тактики» в стремлении получить удовольствие попадает тот же кингмейкинг. Но если бы существовала некая настольная этика, то Димино поведение никак бы в неё не укладывалось. Неспортивное какое-то поведение…

Частным случаем кингмейкинга является «белорыцарство» — когда, например, из желания сделать приятное молодой человек помогает девушке. А последняя, если он этого не делает, иногда обижается. Иногда сильно обижается. И даже скандалит! Пристрелите меня, я этого вообще никогда не пойму… Ведь всегда интересней играть с сильным соперником. Почему они так себя ведут? Манипулируют? Хотят самоутвердиться и засунуть под каблук? Мм… дуры? =)

Фрай припомнил ещё одно явление, от которого страдают сильные игроки, а он очень сильный игрок (хотя регулярно это отрицает). Часто оно идёт рука об руку с кингмейкингом, в некоторых случаях усугубляясь последним. Речь об эдаком «зерге» (или есть другое название?…), который можно хорошо проиллюстрировать словами нашего знаменитого архангельского старкрафтера: «Сначала валим Диму, потом делим галактику». В «Манчкине» Фрая начинают пинать всем скопом на первом же уровне, а в «Запретные слова» игроки объединяются против него и сообща перебирают все трёхбуквенные сочетания, какие видят. Игроки, объединяющиеся в коалиции, когда механикой игры это не предусмотрено, часто даже не задумываются о том, что заставляют и так сильного игрока ещё больше прокачивать свой скилл.

«Да блин, как только я понимаю, что не могу выиграть, я начинаю либо кингмейкинг, либо максимально усложняю всем жизнь.» — говорит Фрай: «…потому что я должен получать удовольствие. Если я не получаю удовольствия — я не буду играть. Поэтому я начинаю ходить олл-ин минут через 20 покера. Я не люблю считать в уме, у меня нет свинцовой жопы, чтобы сидеть хэдс-ап до утра. Поэтому я предпочитаю сливать стек или удваивать его. Для меня это валидная тактика.«

Эх, гедонизЬм… Почему Santiago требовательна? Она требовательна к игрокам. Если ты думаешь, что сломал игру, а та дала тебе достойный отпор. Если ты решил доказать, что игра всё равно ломаема, включил режим кингмейкинга и получил удовольствие от очередной «валидной тактики»… Вспомни о ближнем. Так ли весело ему в этот момент, и честно ли ты с ним поступаешь.

Все фотографии взяты из карточки игры на сайте BoardGameGeek.com.

16 комментариев

  1. korzhik:

    Нюсь, я полностью на твоей стороне) А с этим хитрым балбесом мы еще поспорим)))
    Но после такого поступка, я бы точно больше не сел играть с этим человеком ни во что, кроме дуэльных игр. Это мое право, такое же, как и его 🙂
    Для меня это негласное правило настольного этикета. Кстати, на эту тему крутая статья была в свое время — http://boardgaming.ru/blog/885.html. Там и про кингмейкинг тоже есть пара пунктов.

  2. Ksedih:

    Прррросто ненавижу таких людей. Как уже говаривал, гнать поганой метлой из-за своего стола.
    И к теме: есть две знакомые пары. В одной как только можно будут помогать друг-другу — играл с ними раза три, теперь, уже два года как, не играю. Во второй за каждое очко загрызут и друг друга и окружающих — оооочень интересно и приятно с ними играть.

    • MisteriG:

      Для их отношений это замечательно, для игры в кооператив вполне годно, для остального «Давай, даааасвидания!»))

  3. Мне всегда нравилось что у тебя свой, узнаваемый стиль, когда даже не посмотрев на ссылку в rss уже знаешь что писала Нюся 🙂

    Спасибо, интересно было прочитать

    • Njuse4ka:

      Пожалуйста 🙂 Да, мою музу в рамки сложно загнать… Ни в какие рамки эта тварь не лезет 🙂

  4. Кстати, забавно — к твоим статьям самая сложная для меня задача — проставить тэги 🙂 Думаю завести отдельный «Нюся» и не париться 🙂

  5. А по теме — для меня первоочередное исключительно одно, чтобы все за столом получили максимум удовольствия от игры. Стараюсь подбирать компании так (благо я сам их создаю), чтобы люди были … скаем так, получали удовольствие от примерно того же. Один гик и три кажуала — нонсенс. Два дуэльщика и три кооперативщика — нонсенс. Один новичёк и три гика — нонсенс. Играть в каркассон с продвинутой компанией — нет. Играть в TI с новичками — нет-нет-нет (если это не специально обучающая партия).

    Подбор компании под игру и игр под компании и проблема решается сама собой.

    Выше тут высказались про ненависть — это для меня антоним понятия настольная игра. Надо приложить некоторые усилия организатору и тогда все, гарантировано (99%) получат удовольствие. Что для меня определяюще. Сантьяго для меня лично не интересна, но если будет такая компания, где я буду уверен, что пойдёт — игра точно пойдёт.

    Правда я мало играю на случайных турнирах — в основном свои, любовно подобранные и созданные колмпании. Зато у нас ещё ни разу не было (за года три) такого, чтобы игротека не понравилась хотя бы одному человеку. Механики это далеко не главное. Есть масса игр с кингмейкингом, которые, не смотря на это, отлично пойдут в правильной компании.

    • Njuse4ka:

      «Есть масса игр с кингмейкингом, которые, не смотря на это, отлично пойдут в правильной компании.»
      Да, и Сантьяго одна из них!

  6. ZoRDoK:

    Вот я поиграл в сетевой Smallworld 2, и испытал много много всякого такого батхёрта, вот уже где кингмейкинг во всей красе от отстающих игроков. Потом пришло просветление — мастера игры, которые обычно были на голову выше других, принимали в расчёт возможное поведение таких кингмейкеров. Мастером мне это стать не помогло, но тактика работает. Ещё помню фразу одного из питерских гиков — «Даже в шахматах есть место для дипломатии». =)

    • Njuse4ka:

      Слушай, клёвая тактика. Я просто близко не сталкивалась до этого с подобным, но век живи…

  7. RAVE:

    Хорошая статья, спасибо.
    Кингмейкинг убивает удовольствие от игры всем и сразу. Недавно из-за него знакомый отказался доигрывать в Спратака (я его понимаю). Когда-то давно меня неимоверно бесили одногруппницы, которые давали победить кому-то в Манчкине, хотя могли продолжать мешать.

    • Njuse4ka:

      Юшин так же сказал: если кто-то сознательно «ломает» таким образом игру, то я уйду. Доигрывайте без меня.

  8. Bjakko:

    Похоже я сгенерировал у Нюси тонны ненависти =) Всё во имя ХАОСА!

  9. Bjakko:

    Все тут обиженные что-ли? Это здоровая конкуренция и больше ничего.

  10. Я понял, что все зависит от твоего восприятия ячейки и обратно. Все это было у меня. Такие игровые партии доставляли сугубо отрицательные эмоции, которые порою трудно было уже сдержать.
    Нахер играть, если так играть? И когда игровая ячейка поменялась, пришли другие люди, сразу играть стало комфортно. Потому что есть взаимоуважение, и все стараются никому не испортить игру. Поэтому даже спрашиваем друг у друга — если я перехожу, норм? А сколько у вас двоих очков под конец игры, поровну? тогда лезть не буду.
    Хотя бывает и случайно портишь игру. Играл в Runewars, я отстающий, и вроде сосед тоже отстающий, мы друг на друга не перли. А другой товарищ очень лидировал. Вроде как. Но под конец игры у моего соседа, как оказалось, появился шанс выиграть. А я не знал про это, и в последний ход занял его сектор, отобрав решающую руну. Оказывается, это была победная руна. Но кто ж знал. не хотел, но другого игрока вывел в лидеры.
    Я уверен в том, что если играть с людьми, игра которых тебя не устраивает, лучше не играть вовсе. Они найдут все арвно, с кем играть. Возможно, другим ребятам кингмейкинг будет норм

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.