by Njuse4ka

Давно мы не разговаривали про задротские «восточные» игры. Соскучились небось? =) Сейчас мы восполним этот вопиющий пробел. А справедливости ради надо заметить, что в моей жизни на одну подобную игру стало больше. Эти так называемые «восточные» игры обладают какой-то совершенно необычной притягательностью. Они незаметно просачиваются в твой неокрепший мозг и буквально очаровывают.

Я уже несколько лет наблюдаю, как настольщики подсаживаются на иглу под названием «маджонг». Это довольно забавно наблюдать со стороны. Картина всегда примерно одинаковая. Вообще, настольщики в отношении этой игры делятся на два типа: те, кого отталкивают горящие глаза адептов (ааа, секта!), и те, кого эти глаза интригуют и зовут попробовать. Среди первых есть те, кто в один прекрасный день ломаются, становятся вторыми и всё же пробуют, а есть те, кого просто не интересует маджонг. Последних я прекрасно понимаю, потому что маджонг привлекает игроков с определённым мышлением и склонностями характера.

Безусловно, есть игроки только в маджонг или, например, го, об этой крайности мы не говорим. Настольщик тем и хорош, что он существо относительно всеядное и своё увлечение маджонгом обычно воспринимает как «одно из», хотя часто ставит его в отдельный угол своих настольных пристрастий. Просто потому, что маджонг очень не похож на другие игры.

И вот, настольщик пробует. За очень редким исключением маджонг засасывает как болото. Но если это действительно настольщик, то пугаться за него не стоит — болото это временное, и оно превратится в озерцо, в котором будет приятно плавать раз в неделю, а то и намного реже. Подобное явление я наблюдаю постоянно вот уже на протяжении нескольких лет.

Когда Юшин работал в небольшой фирме, которая тесно сотрудничала с Китаем, то часто общался с партнёрами через интернет и даже два раза посетил эту прекрасную страну. Благодаря дружеским отношениям с переводчицей Чжао в один прекрасный день он оказался владельцем набора китайского маджонга, который с гордостью преподнёс мне. Помните, как в Масяне… «— Ну и нафига мне эта дура? Что я с ней делать буду? — Это не дура, это лошадь!«. Подобные мысли охватили меня, когда выяснилось, что в наборе не хватает костей… Из благородных там были только красные драконы.

Набор с неполным набором костей весил более шести килограмм(!), и тот факт, что начальник Юшина пёр на себе эту «лошадь» через весь Китай и всю Россию в Архангельск, а я даже не могу в него сыграть, печалил и интриговал одновременно. Попытки найти правила, по которым играют этим куцым набором, не увенчались успехом, а Чжао не умела играть и со слов мужа (любителя маджонга) тоже не смогла объяснить. Наверняка вы знаете, а если не знаете, то довожу до вашего сведения, что видов маджонга просто дофига. То есть даже в одной китайской провинции могут играть по разным правилам, а уж национальные типы могут и вовсе сильно отличаться (китайский, японский, корейский, европейский, американский, спортивный и ещё бог знает какой).

Маджонг интересен хотя бы потому, что по каким бы правилам в него не играли, цель и основная механика никогда не меняется. Есть некий остов игры, на который навешиваются эти самые «национальные» правила. Игра длится некоторое количество конов, в каждом из которых игроки стараются быстрее соперников собрать выигрышную руку — четыре сета и пару. Собравший маджонг быстрее других объявляется победителем, оценивает стоимость своей руки и согласно оной получает некоторое количество очков, которое выплачивают ему другие игроки. И механика (взял кость, скинул кость), и сбор сетов совершенно идентичны.

Самое необычное в маджонге то, что различные варианты игры привносят кучу разных (иногда, казалось бы, незначительных) нюансов. И эти нюансы поразительным образом меняют сам подход к стратегиям и ощущениям от игры в целом.

Благодаря появлению своего магазина настольных игр и проведению игротек мы сильно расширили круг знакомств и даже стали притягивать к себе личностей не только русской национальности. Например, к нам ходят играть ребята из Индии, а на днях зашёл товарищ из Китая по имени Ли, который приехал в университет по обмену. От нашей знакомой он узнал, что мы играем в маджонг, и пришёл прощупать почву на предмет поиграть. И самое потрясающее, что спустя два года ту самую «лошадь» наконец-то расчехлили, и Ли научил нас играть именно таким «ограниченным» набором костей!

Я попытаюсь перечислить принципиальные отличия этой версии маджонга от других (для интересующихся):

1. Количество раздач кратно четырём: 4, 8, 12, 16 (решают игроки).

2. Нет чётких правил, как строить стену и каким образом формировать дискард. Это происходит довольно хаотично.

3. В игре участвуют только масти (ветров и драконов нет).

4. Стена разбирается целиком.

5. Нет мёртвой стены.

6. Если игрок собрал конг, то просто берёт замещающую кость с края стены, продолжая разбирать её обычным образом.

7. Нельзя собирать открытое чоу, только открытый панг и конг. Чоу можно собирать только в руке (более лёгкий вариант правил – открытое чоу собирать разрешается).

8. Маджонг можно собирать только на двух мастях.

9. Победителей может быть несколько: 1, 2 или 3.

10. Объявивший победу не открывает руку (если выиграл с дискарда, то берёт выигрышную кость и кладёт перед собой), а ждёт, пока стена не будет разобрана до конца (то есть далее не участвует в раздаче). По опыту — обычно победителей двое, реже – трое.

11. Тот, кто выиграл с дискарда, получает +1. Тот, кто скинул на выигрыш, получает -1 («рон» в риичи). Тот, кто выиграл, взяв кость со стены в свой ход, получает +3, +2 или +1 (в зависимости от того, сколько игроков осталось на этот момент в игре), оставшиеся на этот момент в игре получают по -1 («цумо» в риичи). Игрок получает очки (минус или плюс) за каждую объявленную победу в раздаче, если в этот момент он оставался в игре. Все очки, полученные игроком в течение одной раздачи, суммируются.

12. Удвоения. Очки удваиваются в следующих случаях: за конг, за чистую масть, за отсутствие чоу в руке (возможно, ещё в каких-то неведомых нам случаях).

Например, игрок выиграл по «цумо». Это была первая победа, объявленная в раздаче. При этом у игрока есть собранный конг. Он получает с каждого из трёх других игроков +1 х 2 (удвоение за конг) = +2, всего +6. Каждый проигравший игрок получает -2. Игра продолжается, пока стена не будет разобрана целиком.

Ну-с, теперь об ощущениях! Те, кто играет в маджонг и прочитал данные пункты, сам может предположить, что произошло с игрой, когда включили режим true-chinese =). Всё очень просто. Мало костей (только масти-цифры) и нет всяких «церемоний» (сбор стены, тонкости при её разборе и формировании дискардов), а это значит… более динамичная и просчитываемая игра со своими стратегиями. Однозначно меньше рандома. Играется очень быстро и азартно. Простые правила, а значит легка в освоении!

Я понимаю, что снобы от риичи скорее всего задерут свой японский нос, я и сама сначала отнеслась весьма скептически к тому, что вещал Ли на своём приличном английском. Но имею смелость честно признаться: мне реально понравилось. Отличный филлер в многочисленном семействе маджонгов и гейтвей в этот захватывающий мир.

P.S. Изначально в этой заметке я хотела написать про ханафуду (вариант «koi-koi») — карточную игру, в которую играю запоем вторую неделю. Но муза решила иначе. Впрочем, как обычно, чему тут удивляться… Кой-кой — это замечательно задросткий японский карточный филлер а-ля «маджонг на двоих», поэтому его появление в нашей жизни довольно предсказуемо. Но, видимо, про ханафуду в другой раз. Всем кой-кой!

26 комментариев

  1. Mootabor:

    Чемпионату по Кой-кой в Ирме быть! Хорошая штука.
    Особенно забавно было рекомендовать ее Юшину, мол Нюсе 100% понравится, и выяснить что она уже к вам едет )

  2. Пумбрия:

    У меня тоже уже едет, а я пока играю в он-лайн версию. Запишите на чемпионат 🙂 Тока не в Ирме, а на новой базе. Новому месту — новые игры. Ань, а ты «лошадь» возьмешь с собой? И как она, кстати, называется?

    • Njuse4ka:

      Нее, зачем эти крайности ))) Мы обычным можем сыграть в тру-чайниз-филлер. Она никак не называется, поэтому я зову её «лошадь» )

  3. _ГрАнд_:

    Шесть кило? Откуда столько. Ради интереса взвесил свой нелёгкий ящичек. У меня всего 1,8 кг.

  4. BooLEan:

    Нюся, а игроков в официальных правилах строго четыре в этой версии, аки в риичи или, может, меньше? Цены бы тогда такому варианту не было.

  5. MisteriG:

    Т.е. можно попробовать освоение маджонга с этой вариации? Или ну нафик лучше с обычного?))

    • Njuse4ka:

      Начать можно с любого, это зависит от степени твоего задротства ))

      • MisteriG:

        В отношении маджонга степень нулевая Т_Т
        А в целом по настолкам где-то уже чуть выше средней))

        • Njuse4ka:

          Я говорю не о степени осведомленности, а об общем уровне задротства =) Если ты очень задрот, то можно сразу в омут с головой, то есть в риичи. Если хочешь расслабиться и постучать костяшками по столу, то можно поиграть в китайский.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.