by Njuse4ka

Недавно ощутила острое желание писать в блог, который откровенно увял. Желание настолько сильное и неконтролируемое, что сдерживает его лишь одно — отсутствие пищи для размышлений =). А всё магазин виноват… И я решила немного «отойти от дел». Сие вовсе не значит «бросить на произвол судьбы», скорее — не делать его постоянно этой самой пищей для этих самых размышлений. Пускай он занимает все мысли Юшина, свои же я частично приберегу для любимых настолочек.

Если вы помните, живём мы в провинции. Тут у нас каждый гик на вес золота. А если этот гик имеет склонность к коллекционированию, то на вес брульянта. Опять же — почему и как так получилось, что Caverna: The Cave Farmers вдруг завладела моим вниманием? Да Петя же виноват! Он спрашивает: «Что ты думаешь по поводу Каверны?». А я почему-то и слыхом не слыхивала, что за Каверна такая. А он мне услужливо суёт под нос примечательную заметку (с которой я после партии не совсем согласна) и в скайп как бы подмигивает. Я читаю про этот «гроб» и неистово проникаюсь. Проникаюсь вожделением, потому что Уве, потому что типа Agricola, потому что в гробике высотой 10 см нечем дышать, ибо забит под крышку так, что пучит его картоном.

И я спрашиваю Лёшу, совершенно ни на что не надеясь, а больше поддержать разговор: «У тебя нет случайно? Так попробовать хочется, но не покупать же вслепую эту дуру.». А Лёша совершенно для меня неожиданно говорит: «Есть!». У кого-то в Архангельске есть Caverna, и это странным образом не я =).

Сетапились и осваивали правила мы часа полтора, не меньше. Мы с Олей успели устать ещё до того, как сделали по первому ходу. Как было образно подмечено выше — в коробке просто дохрена компонентов. После того как Лёша с Олей выдавили всё, что можно было выдавить, и разложили это барахло по пластиковым органайзерам, оно тупо перестало влезать в коробку. Конечно, первый сетап непоказателен, но всё же отнимает времени порядком.

Я не могу адекватно оценить высоту порога вхождения, потому что Caverna — родственница «Агриколы». Последнюю я осваивала сама, и, по сравнению с игровым процессом, правила в ней на удивление просты. К тому же количество партий, сыгранных мной на планшете, реально зашкаливает. Скажем, Caverna изобилует довольно большим количеством нюансов, которые пришлось предварительно разложить по полочкам. Раскладывали мы их долго, зато, я надеюсь, нигде не начитили.

Кратко описать процесс довольно сложно, но я попробую. У вас есть личный планшет, который делится на 2 части: надземную и подземную (пещеру). Наверху вы расчищаете от леса участки, организуете на них выпасы, строите хлева, разводите скотину, копаете грядки, выращиваете на них зерно и овощи, иногда рыбачите или ловите диких кабанчиков. Пещера — это и ваше жилище, и возможность добыть ресурсы. Сначала вам нужно выдолбить тоннели и новые помещения, которые вы сможете использовать для обустройства комнат или организации рудников или шахт, в которых добываются рубины.

Середина партии

Игра длится 12 раундов. Механизм игры идентичен «Агриколе» в части размещения рабочих. Вы начинаете с одной жилой комнаткой, двумя родичами-гномами и непроходимой лесной чащей на пороге пещеры. На общем поле есть большой перечень возможных действий (локаций), где каждый раунд открывается дополнительно ещё одно. Игроки по очереди посылают по одному родичу поработать в одну из локаций, действия и их сочетания на которых разнообразны. И разноарбузие это зиждется не только на количестве разных ресурсов (дерево, камень, руда, рубины, зерно, овощи, еда, собаки, ослы, овцы, кабаны, коровы, золото уфф..), но и на их увязке между собой через возможные локации и действия на них.

Игроки всю партию собственно и занимаются тем, что, выбирая действия на общем поле, добывают ресурсы, долбят новые тоннели и помещения в пещере, спускаются в шахты, обустраивают разные комнаты, размножаются по мере возможностей и сил, расчищают от леса территорию под луга и пастбища, копают грядки и сажают овощи с зерном, разводят крупный рогатый и не рогатый, ходят в походы.

Цель — превзойти своих соперников в уровне развития своей фермы. Он (уровень) оценивается по полноте освоения отведённой вам площади (наземной и подземной), по количеству гномов, количеству зерна и овощей, количеству пастбищ и голов скотины (собачки тоже считаются), количеству шахт, рудников, золота и рубинов. Обустроенные различным образом комнаты также приносят очки.

Моё хозяйство ближе к концу партии

Скажем, основных отличий от «Агриколы» тут два:

1. Карты занятий и улучшений исчезли, их заменили комнаты. Я намеренно выше не упоминала об этом, но, хотя количество всевозможных комнат, наверное, не может соперничать с огромными колодами «Агриколы», выкладываются тайлы комнат на общем поле, и купить их может любой игрок. Выбор комнат в течение партии велик, тогда как из агрикольных колод в руку игрока попадает лишь несколько карт на всю игру. Комнаты уникальны — кроме рядовой жилой комнатёнки они представлены в единственном числе. Свойства определённых комнат помогают игроку в выбранной стратегии или приносят очки в конце партии, в том числе и за сам факт постройки (количество очков варьируется от комнаты к комнате).

2. Появление рубинов-джокеров и возможности отправить своего гнома в поход даёт эффект разрыва шаблона. Добыть рубины и прокачать оружие для походов не так чтобы сложно, но это даёт как бы мини-игру в общем игровом процессе. На рубины можно купить почти всё, что угодно, а походы (особенно с сильным оружием) дают на выбор кучу возможностей. И это порождает даунтайм, особенно в конце партии, когда игрок, пытаясь просчитать выгоду от того или иного хитросплетения действий, впадает в ступор. Паралич анализа на лицо и на лице. На самом деле гикам наличие этого паралича кажется совершенно нормальным и ни в коей мере не пугает. Это видится естественной частью процесса, когда речь идёт о комплексной игре.

Тайлы комнат

«Caverna: The Cave Farmers» мне лично показалась сложнее «Агриколы» именно из-за отличий, описанных выше. Многие отмечают, что «Агрикола» более кризисна. Это несомненно так, но она кажется более однозначной в части выбора победных стратегий, к тому же, сами правила тупо проще. Нет этого количества переплетений между действиями через ресурсы. Если ты много играл в «Агриколу» и начинаешь очередную партию, то в голове есть довольно чёткая картинка, как примерно должна выглядеть ферма, чтобы принести много очков. Все игровые факторы ты пытаешься подчинить одной цели — успеть за отведённое количество раундов достичь желаемого результата — сделать картинку реальностью.

Активно тормозящих фактора два — соперники (не дающие выбрать тебе нужное действие) и необходимость кормить свою семью (тратишь на это драгоценные действия, которые мог бы использовать иным образом). Навык игры в «Агриколу» помог мне победить в «Каверне». Но, в отличие от «Агриколы», отсутствие кризисности в «Каверне» и наличие выбора стратегий из-за обилия путей развития превратило последнюю в гонку за победными очками, которых там набирается порядка семидесяти.

Лёша и Оля!

Лёша и Оля!

Зато вопрос «купить или нет?» более не стоит так остро. Конечно, нет =). Зачем, если она уже есть у наших друзей? Раскладываться она будет так же «часто» как «Агрикола», то есть примерно… раза два в год. Потому что занимает дофига места, потому что в ней много суеты с раскладыванием ресурсов. Партия в «Каверну» не такая быстрая и под неё не так просто найти компанию. Может возникнуть паралич анализа и, как следствие, даунтайм. Это красивая, комплексная и интересная игра, но в нашу домашнюю коллекцию она вряд ли попадёт.

 

9 комментариев

  1. AlrickRL:

    Нам Каверна понравилась, Оля даже намекает что следующие выходные не за горами и надо бы хотя дотянуть до уровня дварфа-середнячка (очков 70-80 набрать). Тем более пути стали яснее и как проходит скоринг теперь ясно.
    Если сравнить с Агриколой.

    минусы Каверны:
    — менее разнообразна, все-таки комнаты все на столе, кто во что идет видно и вариантов комбинаций не много;
    — хмм, меньше стресса из-за еды, т.е. менее кризисна.

    плюсы Каверны:
    — легче осваивать игрокам, после первой игры уже более менее понятно что, когда и зачем строить;
    — больше направлений развития;
    — отсутствие рандома в начале игры (в Агриколе может попасться как рука с комбами, так и ненужный хлам);
    — приятное собственническое чувство при взгляде на любовно обустроенную пещерку с прилегающими землями;

    С удовольствием поиграем в обе игры. У каждой своя изюминка.

    • Njuse4ka:

      Меньшую кризисность я бы отнесла и к плюсам, и к минусам.
      А осваивать её, кмк, всё-таки сложнее, нюансов больше.
      Но если бы мне сейчас предложили сыграть на выбор в Агриколу или Каверну, я бы выбрала Каверну. Интересно исследовать пути развития и не переживать при этом из-за кризисности. И действительно — любоваться на свою ферму потом очень приятно =)

  2. Каждый раз, как читаю про игры от Уве — плохо становится. Но не от игр Уве, а от того, что я представляю какой долгий сетап:)
    К вопросу о цифровых играх, которые убивают картонные: Агрикола именно так и сделала: после цифровой версии продал свою коробку, дабы не лежала просто так.

    • AlrickRL:

      Всё относительно, если выделяешь 3 часа на игру, то 20 минут сетапа на мой взгляд немного, можно попросить участников помочь и дело пойдет в 8-10 рук быстрее )

      К вопросу о цифровых играх — холиваров много. Лично мне больше нравятся настольные, именно как способ провести время в компании. Это как сходить в кафе за чашечкой кофе с круасанном либо дома выпить растворимого закусывая сникерсом. Зато быстро, питательно, дешево.
      Каждый решает сам, главное чтобы был доволен своим решением и получал удовольствие.

    • Njuse4ka:

      А у нас даже в мыслях нет продать настольную.
      Она была так любовно локализована Юшиным, вплоть до поля. Мы докупали к ней анимиплов. Конечно, всё это было задолго до появления цифровой версии, в которую я очень много играю. Она, в какой-то степени, спасение. Но рука продать настольную никогда не поднимется =) Слишком привязаны к ней.

  3. SSS:

    Вот зачем покупать дуэльную Агриколу я понимаю, а вот зачем покупать Пещеру….
    Складывается ощущение, что Уве пошел по пути многих авторов, что из года в год «придумывают» новую игру, которая есть старая, но с чипотлем или без соли.

    Кстати, версия под iPad действительно отлична и избавляется от необходимости покупать оригинальный гробик.

    • Njuse4ka:

      С одной стороны, да (косится в сторону Imperial Settlers…), с другой стороны, всё надо пробовать. Каверна совсем другая по ощущениям. Тут, наверное, кому что ближе. Я бы с удовольствием поиграла в неё на планшете, и много поиграла… А вот дуэльная Агрикола показалась мне крайне унылой. Купили на Шпиле, а теперь и не знаем, куда её деть =).

  4. 1. Улыбнулся, когда прочитал фразу, что у кого есть есть настолки кроме тебя=) У меня все точно так же. Очень удивляюсь, когда мне говорят, что где-то у кого-то тоже есть пару настольных игр. Там, конечно, не Каверны всякие, но все равно здорово, что не я один покупаю=)
    2. Агриколу терпеть не могу. Боюсь, что Каверну тоже, но в любом случае спасибо за отзыв, интересно было почитать=)

    • Njuse4ka:

      Ты не путай! )
      У кого-то в АРХАНГЕЛЬСКЕ есть КАВЕРНА, и это не я! Понятно, что я не одна покупаю, но чтобы у кого-то рядом именно Каверна оказалась случайно — это меня восхитило. Агрикола — более предсказуемо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.