by Njuse4ka

рждВынуждена признать, что пройти мимо «Русских железных дорог» (локализации Russian Railroads) я, конечно, не могла. С тех пор, как стараниями «Мира Хобби» игра появилась на русском языке, мыслями я часто обращалась к новенькой коробке, которая стояла на полке в нашем магазине. Всё это время меня терзали сомнения: открывать или нет. Поймите правильно, я далеко не жмот, к тому же — еврогеймер. Да и открываю я игры с прицелом на наши игротеки, которые посещает уйма народу. Но почему-то сомнения перевешивали желание коллекционера пополнить стеллаж ещё одной красивой игрой, которая могла мёртвым грузом лечь на игротечную полку. Но потом я, как блогер, внезапно оказалась одаренной этой увесистой коробкой, и сомнения отпали. Я ничего не теряла, поэтому с лёгкой душой открыла её и сыграла.

Начну с совершенно искреннего комплимента. Не считая красивого оформления и отличного качества компонентов, очень редко вы встретите комплексную игру, в которой так образцово изложены правила. Они написаны просто, ясно, чётко и практически идеально структурированы. Я не скажу, что рулбук большой или маленький, скажем — средний, под стать сложности игры. После первого знакомства с правилами практически не возникает вопросов, настолько понятно и логично то, что ты прочитал. И именно этот момент, как оказалось впоследствии, способен ввести в заблуждение. Мне настолько понравилось прочитанное, что я мгновенно пожалела о тех сомнениях, которые беспокоили меня при взгляде на коробку в плёнке. Я реально подумала, что это новая игра моей мечты и мысленно уже ставила её в один ряд со своими фаворитами.

Я ошибалась. Моим фаворитом ей не стать. Постараюсь объяснить, почему. Но немного о геймплее, чтобы тем, кто не играл, стал понятен процесс.

rzd

В игре есть общее поле и личные планшеты игроков. Основной и чуть ли не единственный механизм — размещение рабочих. Евротипично, не правда ли? Но здорово, когда геймдизайнеры находят оригинальные решения для такой прозаичной механики. РЖД — яркий тому пример. Практически все возможные действия сосредоточены на общем поле. Они простые для понимания и выполнения. Как и в любой игре подобного рода, в РЖД игроки соревнуются, зарабатывая победные очки. Прокачка ПО происходит при помощи выполнения действий на общем поле, но развитие текущей ситуации отражено на личном планшете игрока, где условно есть 2 типа треков.

Один из треков — Индустриализация. Двигаясь по данной «дорожке», игрок накачивает себе ПО, а также имеет возможность единоразово воспользоваться построенными заводами, без которых невозможно развитие индустриализации, то есть полноценное движение по данному треку, а значит получение большего количества очков в перспективе. Три других трека — это железнодорожные магистрали: Транссиб, Санкт-Петербург и Киев. В течение партии игрок старается последовательно продвигать по данным направлениям фишки-рельсы нескольких цветов, расширяя таким образом свои игровые возможности (это происходит при достижении определённых ячеек трека), а значит — возможности получения очков.

IMG_0757

Подсчет очков происходит по окончании каждого из семи раундов игры. Игроки получают очки согласно позиции фишки на треке Индустриализации. А вот положение фишек рельсов каждого цвета на каждой из железнодорожных магистралей оценивается в победных очках отдельно. ПО за рельсы при создании некоторых условий удваиваются. На Киевском направлении при продвижении по клеткам трека, последние к тому же дают ПО сами по себе, независимо оттого, есть ли там фишки-рельсы. Все более-менее интересные дизайнерские находки сосредоточились именно на планшетах игроков — их личных песочницах. Общее поле позволяет творить обычный уоркерплейсмент, а действия не способны поразить опытного игрока своей вариативностью.

Так сухо, что аж мозг скрипит, колупаясь о стенки черепной коробки =). Ответить на вопрос «хорошо или плохо?» применительно к РЖД не представляется возможным. Скорее хорошо, чем плохо. И скорее плохо, чем хорошо.

Знаете, евроигры можно условно поделить на две большие группы. В целом, ты прекрасно осознаешь цель — заработать очки. Возможно, что в первой партии ты даже быстро нащупаешь комбинации действий, которые дадут максимальный эффект — как сиюминутный, так и в перспективе (например, РЖД). Но в одних играх ты ощущаешь развитие/строительство/превозмогание/покирпичику в процессе (например, Агрикола и Субурбия), а другие превращаются в гонку за победными очками (например, Каверна и РЖД). Особенно, РЖД, где количество ПО переваливает за 300-400!

IMG_0761

400 шажков по треку очков должно заранее насторожить. Их ведь ещё нужно прошагать. Подобная сумма не берётся из воздуха, она получается путём расчётов. Конечно, используемые математические действия очень просты (сложение и умножение на 2), но количество этих подсчётов удивляет. Раунд заканчивается тем, что ты тупо сидишь и считаешь: (1+1)*2+(2+2+2)*2+3+1+1+2+1+1+2+3+4+20+20+15… Такой подсчёт — ситуация совершенно обычная. Количество очков, набираемых от раунда к раунду, растёт в геометрической прогрессии. При финальном подсчёте к ним добавляются ПО за скрытые цели и за нанятых инженеров (которые суть есть допдействия для конкретного игрока-нанимателя).

Конечно, каждый настольщик вправе определить для себя, насколько подобная математика его увлекает и увлекает ли в принципе. Вот всеядного гика Тёму она совершенно не увлекла, поэтому он сидел и ждал, когда я закончу подсчеты на своём планшете и посчитаю очки его =).

Но вернёмся к приятным особенностям игры. В конце книги правил, которая носит прекрасное название «Руководство по эксплуатации» даны некоторые советы по стратегии. Смысл всех манипуляций сводится к тому, чтобы найти наиболее эффективное сочетание действий и последовательности их выполнения для прокачки треков на своём личном планшете. Следует учесть, что «убежать» фишками рельсов по всем трекам одновременно не удастся. Мне показалось, что эффект, получаемый от них, хорошо отбалансирован. И лишь движение по трекам вкупе с иными действиями даст возможность оторваться от соперников. Эти «иные» элементы процесса — плюшки, получаемые от жетонов действия, инженеров и карт финальных бонусов.

IMG_0759

В основном, игроки получают очки в фазу их подсчета в конце раунда. Но иногда ближе к концу игры можно сделать кружок по треку в течение одного раунда, что и изобразил в итоге Тёма. Забавно, что Макс, который всю игру был лидером, и Тёма, который числился в безнадёжно отстающих, в конце партии практически сравнялись. Я же (стойкий середнячок) не только догнала Макса, но и оставила его позади настолько, что даже если бы не получила бонус за инженеров, то всё равно бы победила. На мой взгляд, это говорит о высокой вариативности игрового процесса, о неоднозначности применяемых стратегий при относительно простых правилах. И, наверное, это главное достоинство настольной игры под названием «Русские железные дороги».

рельсы2

«Русские железные дороги» — типичная гиковская евроигра. Имея высокий рейтинг на BoardGameGeek, она номинирована на ряд престижных «настольных» премий. Но она суха и специфична. Имейте это ввиду, когда сядете играть. И тренируйте устный счёт =).

16 комментариев

  1. Сразу отмечу шикарные желтые столы, которые великолепно смотрятся как фон.
    Эх, мне еще предстоит познакомиться с игрой, которая пока даже не прошла стадию распаковки.
    Вообще по ощущениям это должно быть моя игра. Расставление рабочих, математика, скрытые цели — я люблю такое. Вот только мне кажется, что тема в игре могла быть совершенно любой. Здесь механика круче темы. Нет?
    Тем не менее, гики могут быть довольны. Чай, совсем не филлер;)

  2. В RR нужно было сделать отдельный трек для подсчёта очков за каждый раунд 😛

  3. Мне нравятся только паровозы, причём вживую. А игры на эту тематику не только не нравятся, но и раздражают. Я так и не понял всей прелести тикета ту райд и иже с нимим… Паровоз — да. Рашн райлроадзззз — нет. А за обзор, как всегда, спасибо! Обзор, как всегда, хорош…

    P.S. Я всё никак не соберусь написать мегасуперобзор Окошек, которые нам однозначно понравились. Вроде, слава богу, волна схлынула и уже можно писать 🙂 Торжественно клянусь вскоре оформить и написать хвалебный (искренне) обзор 🙂

    • Njuse4ka:

      Знаешь, тут дело даже не в паровозах (хотя T2R я тоже совсем не оценила и не ценю). РЖД сухая и абстрактная. Тема могла бы быть любой. Поэтому «нравится — не нравится» по большому счёту тут можно говорить применительно к механике. И вот тут каждый сам должен решить, насколько игровые механизмы ему интересны.

      Про «Окошки» ждём =)

  4. ZoRDoK:

    Ну вот, а я думал, что я один такой не оценивший =)

    • Njuse4ka:

      Мне немного обидно, что я от неё не в восторге. Так редко новые фавориты появляются. Я надеялась! =)

  5. Anthropod:

    Говорят еще, что она несколько сломана — типа надо развиваться в бочки, там больше всего очков дают, особенно если конкуренции немного по ним. Мы когда играли, я так и выиграл вроде бы.

    Вообще, говорили же тебе! 🙂 А ты, любопытная, не поверила. К сожалению, это игра из серии «посмотреть 1 раз стоит, но не более того». Повторять не хочется, несмотря на то, что это один из лучших миплплейсментов. В RR эта механика возведена в степень и помещена на алтарь. Как говорит Коля Харченко, «хорошая игра, играть не буду». 🙂

  6. Нюся, ну прямо вообще так сухо? Я как-то присматривался к игре, но, думаю, что все-таки слишком сухая для меня и моей игровой компании. Хотя в целом у нас евро идут, и их у меня очень много.

  7. […] игр так и остались незаобзоренными. Например, я написала про «Русские железные дороги» то, что думала, и мне поставили это в укор. Типа, всему […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.