by Njuse4ka

1-IMG_5491

Когда тебе предлагают сыграть в настольную игру отечественного (во всех смыслах) производства, то одна мысль об этом заставляет съёживаться. Тут случается что-то (например, «Наместник» и его успех), и ты начинаешь верить в то, что всё будет хорошо. А потом оказывается, что иностранным гражданам с «Наместником» повезло больше, потому что редакция правил на английском гораздо адекватнее. И получается, что об иностранных гражданах издательство позаботилось лучше, чем о своих соотечественниках. И опять становится грустно… А потом в руках возникает «Артифициум». Шебуршание картами, перекатывание на руке кристаллов, чтение правил, партия на шестерых, и настольное мироощущение снова переворачивается.

С самого начала ни название, ни оформление не кажутся мне привлекательными. Ребята на настолкэмпе решают сыграть в неё и расчехляют. Я гляжу на это удовлетворённо и мысленно молюсь каким-то настольным богам, чтобы игра им понравилась. Мне почему-то отчаянно этого хочется. При этом параллельно слушаю Лену, которая на ночь вынужденно прочитала правила «Наместника» на английском, и понимаю, что опять перестала верить в отечественный игрострой.

«Артифициум» ребятам не понравился…

1-IMG_5487

Рано утром на исходе бессонной ночи я пакую вещи и игры, естественно забывая поварёшку и случайно забирая чужой джанкмат для маджонга. Голова пустая и гудит. На улице мороз и темно. Мы забираемся в машину. Макс, которому я не давала спать до утра, сразу вырубается, смешно сползая по сиденью. Сашка поспала два часа, поэтому держится. Её пытливый ум ни на секунду не перестаёт работать, поэтому она активно поддерживает беседу с Юшиным. Мы отъехали от турбазы, в машине стало заметно теплее, и мерное покачивание начало убаюкивать меня.

Чтобы не спать, я стала говорить и спросила Сашу, почему ей не понравился «Артифициум». Основная причина, почему игра была названа «фигнёй», крылась в неравномерном приходе нужных карт на разных этапах партии. Ведь игра построена на производственных цепочках, которые генерят товары на различных уровнях (пшеничка, дерево — на первом; квас, уголь, колбаса — на втором и т.д.). В начале игры, когда тебе нужна пшеничка, у тебя полная рука рыцарей, которые находятся на самом высоком уровне производственной цепи, а у другого игрока — наоборот. Я скривилась, вспомнив «Крафтеров», и подумала: «Блин… Неужели опять всё так хреново?».

1-IMG_5488

Очутившись дома, я не могла выкинуть «Артифициум» из головы. Как-то вечером, будучи в совершенном одиночестве, я повертела у руках коробку, прочитала правила, порассматривала красивые карты и разложила дуэльную партию сама с собой. Никаких подобных «проблем», о которых говорила Саша, у меня не возникло совершенно. Я в задумчивости сложила игру обратно в коробку и, слегка воодушевившись, решила, что в ближайшее время сыграю с живыми настольщиками и вынесу свой вердикт. На следующий же день мне это удалось.

В игре у каждого игрока есть личный планшет, на котором отмечается наличие товаров. Их можно приобрести за деньги или произвести при помощи карт.

1-IMG_5484

Игра длится 4 раунда. В первой фазе раунда происходит этакий драфт — игроки получают начальную руку и могут по одной обменивать карты с так называемым «рынком», который выкладывается на стол. Эта фаза наиболее важная, так как от неё зависит планирование порядка отыгрыша карт в следующей фазе. Печалиться, что на «рынок» выскочили какие-то совершенно не нужные тебе карты, не стоит, так как другие игроки тоже производят обмены и, разумеется, могут выложить (и выкладывают) более подходящие тебе варианты.

В следующей фазе игроки одновременно выбирают по одной карте из руки и разыгрывают её. В игре есть карты действия (4 варианта), они разыгрываются первыми и позволяют немного похулиганить — стащить у другого колбасу или вернуть уже сыгранную карту обратно в руку. Остальные карты производят товары, эти карты игроки выкладывают перед собой.

Для производства товара первого уровня (пшенички и дерева) карты ничего не требуют, следующих уровней — карты требуют сбросить товар(ы) предыдущих уровней. Какие — указаны на карте. Так в «Артифициуме» работает производство одних товаров из других. Товары можно покупать и продавать. Разумеется, цена покупки выше цены продажи. Построенная карта сразу приносит своему владельцу победные очки, которые отмечаются на треке. По окончании четырёх раундов игроки продают оставшиеся товары и получают финальные очки по курсу 4 деньги = 1 очко.

1-IMG_5486

Механизм игры работает замечательно! Никаких перекосов, отличный баланс. Ненужных карт, на мой взгляд, просто нет. Произведи товары, если есть такая возможность, продай, а на эти деньги купи, например, меч, которого так не хватает рыцарю (чтобы купить что-нибудь нужное, надо продать что-нибудь ненужное, а деньги на это вполне можно наколбасить продажей колбасы).

Оригинальность механики не только в манипуляциях с личным планшетом (я от этих «переложи кристаллик туда — сюда» просто в восторге), но и в треке победных очков. При пересечении определённых ячеек игрок немедленно получает какие-то товары, которые сразу может использовать. Гонка по треку в течение партии очень показательна и увеличивает дух соревновательности.

* * *

В общем, я не знаю, как там ребята играли на кэмпе, мне игра очень понравилась. Красивое оформление, качественное издание, оригинальная механика, простые правила и затягивающий игровой процесс. И как настольщику, и как владелице магазина, мне такое сочетание очень импонирует. В самом деле… должна же какая-нибудь игра потеснить в продажах признанные семейные хиты. Это вполне может сделать «Артифициум». Сам факт, что мне хочется разложить «Артифициум» ещё раз, заставляет моё сердце радоваться.

3 комментария

  1. Gort:

    На самом деле, как я понял по всем обзорам и отзывам в интернетах, Александр отчасти прав. Все недовольные недовольны именно тем, что иногда, редко, но все же случаются такие приходы карт, что в принципе практически ничего сделать не получается. Понятно, что механика рынка вначале, покупок-продаж, краж — все это пытается минимизировать такой шанс. Но все равно целиком избежать его не удастся, и одна такая партия может сразу и навсегда отбить желание играть в игру, на что и ссылаются большинство негативных отзывов.

    • Njuse4ka:

      Так можно стонать почти в любой карточной игре.
      И не Александр, а Александра =)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.