by Njuse4ka

1-IMG_0921

Понимаю, что такая серьёзная настольная стратегическая игра как Roll For The Galaxy (RollFTG) не должна подвергаться дурацким насмешкам, но цветные стаканчики просто свели меня с ума. Я не могу смотреть в коробку без смеха. Правда, первая партия вообще была ни разу не смешной, потому что я слила её как распоследнее дно. В середине игры мне показалось, что я его (дна) достигла, но тут снизу деликатно постучали.

Оформлена RollFTG просто отлично. Особенно мне нравится этот огненный кубик — он кажется почти осязаемым, реальным. Всё продумано и помогает игроку не потеряться в нюансах рулбука. Все(!) правила схематично изображены на ширмах игроков, и это прекрасно, это очень помогает. Обожаю иконки. Обожаю схематично. Не люблю текст, потому что не воспринимаю его. Кастомные кубики небольшого размера. Их очень много, и они семи разных цветов. И много тайлов из толстого картона. Всё, естественно, под «лён». И умопомрачительные скоростные колпачки стаканчики. И всё такое космическое. Я обожаю про космос! Фильмы, книги, игры… Не все, конечно, но тема космоса совершенно очаровала меня.

1-IMG_0908

Я так долго ждала её — Roll For The Galaxy. Примерно, как ждала «Гравитацию». Долго и очень терпеливо. «Гравитация» меня ужасно разочаровала — пусто, как в космосе. А что же RollFTG?

Тупо правила (особенно для тех, кто НЕ играл в RaceFTG)

Это стратегическая евроигра, в которой побеждает игрок с наибольшим количеством победных очков. Очки приносят построенные миры (тайлы с кружком в углу) и внедрённые улучшения (тайлы с ромбиком). Собственно, очки указаны в кружке и ромбике. Одновременно это стоимость строительства/внедрения. В течение партии игрок также получает токены победных очков за потребление (отправку) товаров, которые производятся на построенных мирах.

1-IMG_0912

Игра разбита на раунды. Каждый раунд состоит из фаз.

1. Интенсивно потрясти стаканчик с кубиками и вывалить их на стол за своей ширмой.

1-IMG_0914

2. Назначить рабочих (кубики) на выполнение действий согласно иконкам, выпавшим на верхней грани. Для этого есть специальная картонная лента, где указаны все пять возможных действий. Некоторые кубики можно взять и использовать как маркеры. Действие можно будет выполнить, если хотя бы один игрок выбрал его, поставив маркер-кубик на соответствующее место картонной ленты. Самая муть правил сконцентрирована именно в этой фазе.

3. Открыть ширмочки и осознать, какие действия игроки могут выполнить. Игрок может выполнить действие, если назначил на его выполнение рабочих (кубики с соответствующей иконкой) и хотя бы один игрок за столом выбрал это действие, обозначив его маркером (то есть потратив на это один из своих кубиков). Игроки не теряют кубики: неиспользованные рабочие (если действие, на которое их назначили, не было выбрано) отправляются обратно в стакан; кубики-рабочие на выбранных действиях (в том числе использованные в качестве маркеров) выполняют их, а затем (в зависимости от действия) либо сразу попадают обратно в личный пул, либо через некоторое время. Чтобы вернуть кубики из личного пула обратно в стакан, за них надо заплатить, но это происходит по окончании раунда.

4. Выполнение действий. Действия, выбранные хотя бы одним игроком, отыгрываются в строгом порядке один раз: I — поиск, II — внедрение улучшения, III — освоение мира, IV — производство, V — потребление/торговля. Количество назначенных на выполнение действия рабочих имеет большое значение.
I — При поиске игрок может либо получить за каждого рабочего по 2 кредита (это деньги), либо потянуть из мешка тайл(ы) миров/улучшений. Тайлы двусторонние (мир и улучшение) — игрок отправляет их в 2 стопки так называемой construction zone (свой личный планшет). Какой стороной ляжет тайл (миром или улучшением) игрок определяет сам.
II — Чтобы внедрить улучшение (выложить его в свою зону), игрок отправляет рабочих на верхний тайл улучшения в construction zone. Когда рабочих накопится достаточно много (их количество совпадет или будет больше цифры в ромбике), улучшение считается построенным, выкладывается в зону игрока и начинает работать.
III — Чтобы освоить мир, игрок производит те же манипуляции, что и в п. II, только со стопкой миров в construction zone.
IV — Игрок производит товары на мирах всех цветов кроме серого — он берёт кубики рабочих, назначенных им на выполнение производства, и раскладывает их по одному в качестве товаров на тайлы миров. На мире может лежать только один товар-кубик. Товары лежат на мирах, пока не будут проданы или потреблены. Для производства цвет кубика не имеет значения.
V — Игрок может продать товары, произведённые на мирах в предыдущей фазе. Цвет мира определяет цвет товара, который был произведён в этом мире. Цвет кубика при продаже значения не имеет. Товары бывают четырёх разных цветов и приносят разное количество денег. Чем сложнее произвести товар, тем дороже он стоит при продаже.
Вместо продажи игрок может потребить товар (типа отправить его на корабле). Каждый отправленный товар по умолчанию приносит 1 победное очко и может принести бонусные очки (1 или 2), если цвет товара-кубика и/или товара-рабочего (назначенного на выполнение этого действия) и мира, на котором был произведён товар, совпали.

5. В заключительной фазе раунда игрок может отозвать рабочих (забрать товары, лежащие на мирах, и рабочих, отправленных на строительство локаций), а также нанять новых рабочих (из личного пула кубиков) за деньги. Так кубики попадают в стакан, чтобы оказаться потрясёнными в начале следующего раунда.

1-IMG_0919

Построенные миры и улучшения обладают свойствами. Свойства могут добавлять кубики разного цвета в личный пул игрока, а также одаривать последнего разными плюшками, срабатывающими, когда игрок отыгрывает конкретное действие.

Игра заканчивается, когда иссякли токены победных очков или хотя бы один из игроков построил 12 локаций. Раунд доигрывается до конца, и производится подсчёт победных очков.

Насколько всё запущено (особенно для тех, кто играл в RaceFTG)

Механика игры совершенно другая, прямо совсем. Мне показалось, что она сложнее, так как в ней больше винтиков и узлов. Я помню, как многие говорили мне: «Начинаю читать правила RaceFTG и тупо засыпаю. Вроде правил немного, но они какие-то нелогичные, их трудно уложить в голове». Это правда, но, поверьте, в RollFTG с этим делом всё намного хуже, хотя правила занимают всего несколько страниц и изобилуют примерами.

Экономика RaceFTG очень проста — нужны карты. Карты — это деньги, это локации, это товары. Карты — это всё, поэтому без них никуда. В RollFTG всё поменялось. Победные очки приносят те же самые штуки — построенные миры, внедрённые улучшения, а также токены, которые игрок получает за потребление произведенных товаров. Но чтобы освоить мир или внедрить улучшение, нужно пройти нелёгкий путь.

Надо нанять рабочих за деньги, отправить их работать (за ширмой потрясти стаканчик и распределить выпавшие кубики по действиям). После открытия ширм игроки видят, какие действия будут отыграны. Если игроки определили на них рабочих, то могут данные действия выполнить.

1-IMG_0912

С освоением миров и внедрением улучшений всё стало ппц сложно, потому что построить можно только из construction zone, куда тайлы миров/улучшений нужно предварительно загнать, получив их при «поиске» — причём, какой стороной их положить (миром или улучшением) игрок должен решить, не отходя от кассы. С момента постройки локации начинает работать её свойство, которое может быть мгновенным или срабатывать в определённых фазах раунда. Мгновенных действий много, и в основном они касаются получения новых рабочих-кубиков конкретного цвета.

Появилось больше взаимосвязей между элементами игры, действиями игрока, это однозначно усложнило процесс и одновременно сделало его интересней, необычней. Нюансы плохо укладываются в голове, хотя в целом правила несложные. Особенно это касается манипуляций с кубиками за ширмой. В этот момент легко ошибиться, потому что иконки на верхней части кубика имеют значение, когда ты назначаешь их рабочими, но совершенно не важны, если кубик является одновременно и рабочим, и маркером выбранной фазы. Из-за этого иконки начинают путать, сбивать с толку. Если игра дуэльная, то в этот момент надо оценить ситуацию в зоне соперника и попытаться предсказать, какую фазу (или фазы) он точно выберет, чтобы самому без крайней необходимости не тратить драгоценный кубик на выбор этой фазы.

Несмотря на всё это, игровой процесс динамичный и совершенно не провисает, так как все действия игроки выполняют одновременно.

1-IMG_0916

Что касается цвета рабочих-кубиков, то он (цвет) имеет большое значение. Кубики разного цвета содержат разный состав иконок на своих гранях. Например, на красном кубике нет грани ship (продажа и потребление товаров), а на сиреневом эта иконка есть на трёх гранях из шести. На белых кубиках нет грани «джокер» (звёздочки), а на жёлтом кубике таких граней три из шести. Заполучить жёлтый кубик в свои рабочие сложно (его даёт освоенный мир), но, вовремя сделав это, игрок может действовать более гибко. Цвет кубика имеет значение и при потреблении товаров.

Общее же количество токенов ПО на всю партию, как и в RaceFTG, зависит от числа игроков и является триггером конца игры.

1-Последние обновленные8

Первую же партию я радостно слила. Я топталась на месте (топтыжка Нюся), экономический вопрос стоял очень остро. Почти все усилия уходили на зарабатывание денег, чтобы заработать денег. Раунд за раундом я вертелась как космическая белка в чёртовом галактическом колесе и со скрипом развивала свою ущербную «империю».

Сижу посреди ночи, страшно хочу есть, но не могу оторваться от монитора. Не могу перестать думать. По сравнению с RaceFTG её кубиковая версия RollFTG стала совсем задротской. Некоторые игроки и раньше с трудом понимали странные принципы очень изящной игры (нет, ну правда, RaceFTG — гениальная вещь). А сейчас в правила налили много мути. Но эта муть особого свойства. Прикольная такая муть. Эти иконки, взаимосвязи, эти винтики и узлы, где действия переплетаются, даёт большое поле для анализа. Об этом хочется и нравится размышлять. Я очень давно не испытывала подобных ощущений. И ценю это. И хочу играть ещё.

35 комментариев

  1. Виталик:

    Игра действительно сильно затянула. Но дуэль не дала полных ощущений. Ширмочки навели на мысль играть в 4 по углам стола 🙂 Взаимодействие игроков будет проходить более тесно и, как мне кажется, будет меньше ситуаций когда кубики просто так из-за бездействия рабочих улетали в стаканчик обратно. Плюс, игрок уже больше будет задумываться, что строить. А не как я с «читерным» желтым кубиком — рашить постройки

    • Njuse4ka:

      Да, этот костыль в виде допброска белого кубика немного раздражает. Давай запланируем партию на четверых =)

      • Виталик:

        Я с радостью и большим желанием. Правила не показались сложными, вообще нисколько. Выходные либо в будни вечером, если не сильно работа угнетает

        • Njuse4ka:

          Просто тебе не надо было их читать. Я очень хороший рассказчик, а ты умный и сообразительный =)

  2. Ммм, это ж просто отлично. Но в этой большой-большой, просто огромной бочке мёда (судя по обзору) есть хорошая такая ложка дёгтя. Кубики кидать ЗА ширмой. Ужос О_о.
    Я из тех кто не доверяет людям. Даже если понимаю, что им попросту незачем обманывать. Этот момент будет выворачивать меня наизнанку. Зачем, ну, зачем так сделали?
    Придётся играть с арбитром. Хотя, думаю, сумасшествие не настолько спрогрессировало, так что буду давиться, но запихивать очередной кусок куснейшего торта себе в рот.

    • Njuse4ka:

      Вообще вся эта история с ширмами — муть. Впрочем, к ней быстро привыкаешь.

    • Mootabor:

      Надо попробовать Space Empires от GMT. Игра напрочь убивает боязнь ширм )

      • Именно поэтом и только поэтому не хочу садиться и за Space Empires. Всё остальное в ней более чем устраивает.

  3. Блин, заинтересовала. Удивился, что RftG стала еще сложнее. Обычно, кубиковые версии игр — это что-то очень лайтовое и казуальное, а тут… Захотелось попробовать.
    Ну а ширмы меня не смущают. Не понимаю, зачем играть с нарушением правил. Какой в этом вообще интерес? Что ты этим себе или другим докажешь? Да и я доверяю всем в своей игровой ячейке.

  4. Ouster:

    «кубики, использованные в качестве маркеров, отправляются в личный пул игрока»
    Неа. Они становятся рабочими той специальности, которую выбрали.

    • Njuse4ka:

      Огромное спасибо за комментарий!
      Всё-таки начитили себе во вред =)

      • Ouster:

        Автор на bgg писал, что это некий аналог бонуса RaceFTG за выбор фазы.

        • Njuse4ka:

          На самом деле это очень и очень круто…
          Значит игра должна была идти ещё бодрее, хотя даунтайма и так не было. Это интересно. Руки чешутся поиграть.. на этот раз по правилам =)

          • Ouster:

            Моя копия только пришла. Тоже руки чешутся.

            • Njuse4ka:

              Понимаю =))
              С правилами я здорово косанула… Причем, я помню, как читала этот момент. Почему я о нём забыла? Такой момент важный. В тексте обзора всё-таки поправила. Ещё раз спасибо.

    • Njuse4ka:

      Блин, я ещё один чит у нас нашла в этой же фазе под кодовым названием «муть за ширмой», на этот раз себе на пользу (мы иногда выбирали по 2 фазы, хотя один игрок может выбрать лишь одну). И, видимо, так получилось, что плюс на минус дал ноль, и я не почувствовала никакого перекоса в балансе. Всё-таки правила с трудом воспринимаются… Их точно надо перечитывать раза два, не меньше.

  5. Patrick_Verona:

    Благодарности за обзор! Как обстоят дела с текстом? Будут проблемы у тех, кто не дружит с английским? Для примера, RftG в оригинале этих проблем не вызывает

  6. Patrick_Verona:

    Отлично! Можно распаковывать и пробовать

  7. Gort:

    Интересно, западные обзорщики больше отзываются о нем как о RFTG-light. Говорят, главное — разобраться как выставлять кубики.

    • Njuse4ka:

      Я бы не сказала, что в Ролле правила сложнее (особенно, когда начал играть), но они муторнее при освоении. Я хорошо помню, как 5 лет назад сидела на диване и читала правила Рейса. Тогда у меня почти не было игрового опыта. А тот, который был, не может сравниться с тем, что есть сейчас. Рейс не вызвал у меня никаких вопросов. Я села и сразу стала играть. Но Роллом всё было иначе. В нём довольно много нюансов, которые трудно укладываются в голове. Сам же игровой процесс действительно идёт очень бодро. Видимо, поэтому иностранные граждане считают Ролл легче, но называть его Рейс-лайт… Это они, на мой взгляд, погорячились. Впрочем, это лишь моё мнение, конечно.

  8. Что же вы делаете?! 🙂
    Хочууу!

  9. […] via  Roll For The Galaxy. Скоростные колпачки: первый опыт. […]

  10. Астеяр:

    Вот уж действительно, мне регулярно чудятся страшные названия…

    «Roll For The Galaxy: Скоростные колпачки» — первый опыт 😀

  11. volt:

    Спасибо за обзор-отзыв! Радует, что игра наконец-то добралась до России. Может и моя копия в скором времени придет )
    Есть ли у вас в планах сделать перевод правил?

  12. […] отзывы, в том числе и от Нюсечки, загорелся Roll for the Galaxy. Карточная версия у нас как-то не […]

  13. darkdar:

    Нюся, ну! Я очень хочу себе ее, но в текущей ситуации в Беларуси, когда нашими карточками нельзя оплачивать покупки онлайн в валюте, все очень печально)

  14. Njuse4ka:

    Сыграли партию на четверых. Желание играть ещё только окрепло =)

  15. 5 стаканов для кубиков 5 маркеров дохода 5 ширм 5 планшетов игроков 5 полосок выбора фаз 5 тайлов активных фаз 111 кубиков 18 стартовых тайлов 55 основных тайлов 2 мешка 33 жетона победных очков

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.