by Njuse4ka

коробкаСразу скажу, что появление обзора на игру «Урбис» в этом блоге — явление не случайное. И особенно забавно это выглядит на фоне недавних заметок, которые появились в блоге Славы a.k.a. ZoRDoK — «Работать за еду: внутренняя кухня обзоров» (часть 1 и 2; автор клепает и третью часть). Новоиспечённое издательство GaGa прислало мне «Урбис» на обзор, чтобы я поиграла и высказала своё веское. В последние два года я часто отказывалась от подобных предложений, обычно ссылаясь на недостаток времени. Это правда, но лишь отчасти…

Подобные предложения и их последствия вызывали у меня чувство стыда из-за моей честности. Писать обзоры на игры, которые мне не понравились, я не могу, и большинство из присланных игр так и остались незаобзоренными. Например, я написала про «Русские железные дороги» то, что думала, и мне поставили это в укор. Типа, всему миру нравится, а тебе нет. Типа, это со мной что-то не так. Я как бы с этим не очень согласна, поэтому с тех пор отказывалась особо категорично. Возможно, и сейчас всё закончится на «Урбисе», и я заранее хочу попросить прощения за это у «ГаГи». Хотя на «Парового осла» я смотрю более — менее оптимистично.

Если вы со мной знакомы, то понимаете, почему «Урбис» меня зацепил. Во-первых, мимо игры с градостроительной тематикой я не смогла бы пройти в принципе. Во-вторых, это игра отечественного автора Александра Распутина, а мы стараемся поддерживать отечество не только морально. Мы часто закупаем игры отечественных авторов для продажи в нашем магазине в Архангельске, и открываем их для игротек, которые достаточно многолюдны, чтобы игра имела возможность «пойти в народ». Конечно, на продажу мы берём не всё подряд, но стараемся продвигать наиболее играбельные с нашей точки зрения позиции. А «Урбис» меня совершенно не разочаровал!

хорошие здания

«Хорошие» здания

плохие здания

«Плохие» здания

никакие здания

Тупо место занимают

доходные здания

Коммерческие здания

бюджетные учреждения

Бюджетные учреждения

В-третьих, у «Урбиса» отличный пиксельный арт. Зданьица очень здоровско нарисованы! Планшеты выглядят какими-то скучными и некрасивыми, но это пока в вашем квартале нет трущоб или тюрьмы. Они очень оживляют городской пейзаж. Что касается качества компонентов, то расслаивания жетонов в нашей копии нет, зато наблюдается очевидная выгнутость планшетов, которая, впрочем, совершенно не мешает играть. Подобные вещи я не считаю критичными, но придирчивый гик обязательно обратит на это внимание.

планшеты

Двусторонние планшеты

Единственное, что сразу бросилось мне в глаза — это воздух в огромной коробке и картонный инлей, пытающийся этот воздух прикрыть — безуспешно, так как неудобно мотается туда-сюда. Конечно, коробка своими размерами привлекает внимание, но, на мой взгляд, это внимание было бы ничуть не меньше, будь она размером хотя бы с «Каркассон». Это гораздо практичнее с точки зрения игрока и наших типовых советских квартир.

коробка внутри

Внутренняя пустота

А игра на самом деле очень хорошая! «Урбис» способен понравиться игрокам с совершенно разными настольными вкусами, так как своими механизмами задевает разные центры игрового удовольствия. Вроде бы это градостроение, но при этом игра основана исключительно на взаимодействии игроков лоб в лоб.

Первым ходом Люда вытащила из стопки тайлов «морг», задумчиво повертела его в руках и сказала: «Ну что, начнём по часовой стрелке? Лида, держи!». Хорошая девочка Лида красиво нахмурилась, ведь «морг» снижает доход квартала и отнимает 2 победных очка в конце игры.

Планшет каждого игрока — это квартал одного и того же города. Игрок в свой ход может либо построить новое здание в городе (оплатив стоимость строительства — она указана на клетках планшета), либо получить доход со своего квартала, либо добрать/сыграть карту приказа, либо нанять стражника. Уникальность игрового процесса в том, что ваша бурная градостроительная деятельность не ограничена рамками вашего планшета. Вы можете издеваться над другими кварталами-игроками в меру своей нахальности и испорченности. Только будьте осторожнее, чтобы лучи всеобщей ненависти не превратили вашу вотчину в средоточие запустения.

Победить можно двумя путями: застроить свой квартал целиком (но, скорее всего, вас загнобят раньше) или набрать наибольшее количество очков (наиболее вероятный вариант, так как количество очков постоянно меняется, их трудно отследить, а потому непонятно, кого и когда гнобить сильнее). В первом случае игра заканчивается мгновенно, во втором — когда выбрана колода приказов или иссяк пул зданий. Очки приносят здания на планшете игрока и сыгранные им приказы, лежащие в личной стопке. «Плохие» здания и пустые ворота без стражников отнимают очки.

жетоны

Монеты, маркеры дохода и жетоны стражников

Механизм стражников — ещё одна потрясающая находка. Стражника можно установить у ворот (тогда вы не получите штраф) или положить на любое здание, которое стражник будет защищать от любых эффектов в игре. Так как здания часто сносятся или переносятся картами приказов, то можно либо защитить «хорошее» здание в своём квартале, либо запретить сносить «плохое» здание в чужом. Да, можно опять отхватить лучей ненависти, но вы же понимаете — в любой партии есть тот, кого ненавидят больше остальных. Потому что, муахаха, боятся.

приказы

Карты приказов

Карты приказов довольно разнообразны, их эффекты и приносящие ими очки кажутся неплохо сбалансированными. Но иногда приказы кажутся настолько топорными, что буквально ошарашивают. Типа, снеси здание у соперника и получи столько денег, сколько стоит строительство на этом участке. А соперник только что передвинул здание на самый дорогой участок, и теперь локти кусает, кидая на вас недобрые взгляды. Или заставить всех игроков скинуть все деньги, только при этом у вас одна монета, а сосед предыдущим ходом огрёб пятнадцать и теперь готов вас буквально придушить. Хорошая, добрая игра «Урбис».

Главный фейл в книжке правил — это то, что она не даёт исчерпывающего ответа на один важный вопрос: чем отличаются карты приказов на картинке внизу?

допместо

Дополнительные места для строительства

Выложенная таким образом карта у своего или чужого планшета добавляет одно место для постройки. Стоимость строительства, как и на планшете, указана в кружочке. К сожалению, никто из тех, на ком я практиковалась в «Урбисе», не смог дать правильного ответа на простейший вопрос: какова стоимость строительства на допместе? Конечно, количество победных очков, что приносит карта, должно натолкнуть на определённые мысли, но инструкция к такой простой игре должна давать полную ясность, но не даёт.

В кружке указано количество монет определённого номинала. Стало быть, постройка на первой карте стоит 1 монету, на второй — 5, на третьей — 10. Почему нельзя было обозначить стоимость строительства так же, как на планшете — для меня страшная загадка.

правила

Кстати, имейте ввиду, на «Тесере», видимо, выложена предыдущая редакция правил, так как в них указано, что доход может быть равен нолю. Это не так, минимум — единица. Возникали и другие вопросы, что заставляли меня слегка напрягаться, а Лиду — хмуриться сильнее. Дело не только в этом (и в «морге»), но и в «соборе», который Лида не смогла уберечь и припоминала нам его весь вечер. Я же говорю — в каждой партии есть тот, кого больше всех ненавидят. Этим кем-то и была Лида со своим «собором».

планшет в игре

Мне кажется, «Урбис» универсален. Он реально способен понравиться очень многим — от гиков до патигеймеров. Потому что «Урбис» — это такой, знаете, патигейм для гиков. У него достаточно короткое время партии, простые правила, прямое не раздражающее взаимодействие, не глупый и очень эмоциональный игровой процесс, интересные находки в части механик и их сочетания, клёвый пиксельный арт. «Урбис» разорвёт ваши градостроительные шаблоны, ведь эта игра — не глубокая экономическая стратегия, а скорее «Черепашьи бега» вперемешку с «Манчкином». В «Урбисе» тоже выигрывает тот, кто умело ездит на спинах других и подставляет друзей без лишних угрызений совести. Хорошая штука получилась!

7 комментариев

  1. Kseih:

    «Если вы со мной знакомы, то понимаете, почему «Урбис» меня зацепил».
    Как увидел статью, сразу мысль: «Ну, а как же ещё?!»

    Оформление, конечно… не радует. Пиксели пикселями, но чёт как-то серо. В прямом смысле слова. Хотя и правила не внушают доверия, а тут ещё и ««Черепашьи бега» вперемешку с «Манчкином»». Нет, спасибо.

    • Njuse4ka:

      Я бы всё равно её купила, несмотря ни на что 🙂 Вещица действительно приятная. Просто от неё не надо ждать евро. К тому же, она может стать отличным гейтвеем или филлером, когда не хватает сил на серьёзную настолку под утро на кэмпе 🙂

  2. У игры, кроме перечисленных, есть еще одна деликатная проблема — цена. Я не стал ее специально поднимать, так как мне игру прислали, как и вам. Но я так понял, что вы ее продавать будете в своем магазине. Исходя из вашего опыта, как продавца, она соответствует цене?

    • Njuse4ka:

      Честно говоря, я понятия не имею, во что обошлось её производство в нынешних условиях, хотя на этот счёт можно сделать некоторые предположения (так как мы сами планируем вскоре издать игру и примерно знаем, во что это обходится). Вообще, чисто по ощущениям владельца магазина и игрока с некоторым стажем розничная цена кажется немного завышенной. Всё-таки это не локализация, цены на которые растут (что вполне объяснимо). Но я повторюсь — в коробке реально много воздуха, а ощущение от неё прикольного патигейма (или филлера), который пытаются большой коробкой выдать за «большую» игру. Отсюда диссонанс, наверное. По крайней мере, у меня он возникает. Я бы на месте ГаГи не стала такую коробку городить… Может быть, они, как и Звезда в отношении Цуро, со вторым тиражом проведут работу над ошибками… Уменьшат коробку, подредактируют книгу правил, дизайн приказов с допместами поменяют. Хотелось бы.

  3. Пумбрия:

    Надо будет с тобой в Пошехонье сыграть в нее. Захотелось попробовать.

  4. Михаил:

    Почему никто не спрашивает какую игру собирается издавать недомино или я что-то пропустил?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.