by Njuse4ka

Беда в том, что игры не только для детей. Даже если большинство взрослых думает иначе. Большие дяди и тёти, у которых целый ворох социальных ролей и обязанностей, могут вполне себе увлекаться настольными играми. Свидетельство тому – семьдесят душ, что собрались на двенадцатый настолкэмп в Пошехонье этим летом.

Бешеный ритм жизни остро ставит вопрос об отдыхе. И взрослые настольщики не исключение. Проблема не столько в поиске времени на отдых, сколько в поиске подходящего для души варианта. Но независимо от этого, чтобы по-настоящему отдохнуть, нужно физически покинуть привычное окружение, выдернуть себя из сонма привычных дел и максимально переключить сознание на что-то принципиально отличное от повседневных забот. Что там говорил Марк Твен? Во-во.

О, радость! Кэмп с лёгкостью позволяет достичь нужного состояния! Позволяет отключиться от всего, как только ты сел в машину и тронулся в путь. Позволяет на время забыть ту жизнь в угоду «здесь и сейчас». А игры лишь часть этого. Понятно, что очень важная часть. Без которой невозможно представить кэмп. Та часть, что связывает воедино столько сознаний. Сознаний, которые, оказавшись вместе, дают отдельно взятой настольной душе тот самый отдых, что ей жизненно необходим.

Если честно, играть вовсе необязательно. Никто, собственно, не заставляет. Но, скорее всего, устоять вы не сможете, даже если захотите. Аппетитная куча игр обладает адским притяжением. Не в меру уставший настольщик может сутки спать или заниматься абсолютным ничегонеделанием, но не играть целую неделю он не в состоянии.

К началу кэмпа настольщики находятся в состоянии разной степени усталости и недоигроза. Некоторые не могут не ехать на кэмп, но и перестать работать тоже не могут. Так складываются обстоятельства. Хотя это форменное безобразие, эта рабочая нужда. Кэмп нужен для того, чтобы забыть про работу и побыть тем, кто ты есть на самом деле. То есть настольщиком!

* * *

Хочется развенчать один миф о настолкэмпах, которые проводим мы. Кто бы что ни утверждал, настолкэмпы не “илитарны”. Мнимая “илитарность” возникла по причине ограниченного количества места на тех турбазах, где дислоцируются кэмпы (до 70 человек). Если раньше я месяцами искала настолкодуши, желающие поехать на кэмп, уговаривала, то теперь настолкодуши ищут меня. Поэтому изначально на кэмпы приглашаются завсегдатаи – те, кто подарил кэмпам жизнь, а остальные – по остаточному принципу.

В общем, так сложилось исторически, что у кэмпов есть костяк – это те, кто ездили на самые первые кэмпы (а ведь прошедший кэмп был уже двенадцатым по счёту). На кэмпе есть некое деление на группы по “настольным” интересам, и с некоторыми людьми я вообще не пересекаюсь за игровым столом. Но не я выбираю настолкэмповцев, они сами решают, хотят ли они на кэмп, хотят ли стать этим костяком. И тем, кто очень этого хочет, ничто не в силах помешать. Почему-то для таких людей в итоге всегда находятся места, они приезжают на кэмп впервые и надолго становятся его частью.

* * *

По дороге на кэмп я традиционно вызывала из леса заек. Зайки! Ну почему они не выходят ко мне?! Почему везде дорожные знаки предупреждают о бешеных коровах и лосях, а я их не вижу? К восьмисотому километру, когда мы насчитали двух раздавленных заек, столько же раздавленных лисиц и одного раздавленного вроде бы хорька, я совсем пала духом. «За двух сбитых одного не сбитого дают?!» — в ужасе и восторге кричала я, под конец автопутешествия заприметив на обочине зайку! Зайка, спасибо тебе, что отскочил ты вправо, а не влево…

Мне кажется, у природы есть плохая погода. Песня врёт. Делаешь кэмп в середине июля, такой, весь на позитиве, и администрация базы радостно сообщает, что их пляж the best. Приезжаешь и никак не можешь себя заставить залезть в воду. И тебе делается немножко смешно, что дожди заставили речку выйти из берегов, и спасательную вышку нужно саму спасать. И ещё эта ива. Торчит из воды, как полоумная. А ты точно помнишь, что прошлым летом бродил по берегу вокруг неё. И с бабочкой, что сидела под ней, разговаривал перед грозой.

Кораблик улыбался: «Пока напрягает только одно: что мы начинаем пить в девять утра». Первые два дня я заливала в себя всё, что подносили, практически без разбору. Но, то ли дозы были небольшие, то ли я была пьяна людьми вокруг, алкоголя внутри я не чувствовала. Лишь ощущала его отменный вкус. Маджонг под Шуйскую — это вам не хухры-мухры. Честное слово, это намного лучше, чем без неё.

Вот вам вся правда! Лиза (дочка Н.Пегасова) о кэмпах

Мясо, арбуз, что-то там ещё, бессменный кальян, игры, дегустация твёрдых сыров, разговоры. Всё вперемешку, в больших дозах, и всё такое вкусное! Собрали толпу и долго искали место, где посмотреть «Игру престолов». Бродили, пытались настроить телевизоры, не получалось. Оказались там, откуда начали, толпа вдруг исчезла – уселись тесным кружком, стали смотреть и пить, когда кто-то умирал или заговаривал о смерти.

* * *

Неожиданно на кэмпе стало не так, как было раньше. Раньше турниры были в тягость, а на прочие схожие развлечения практически не обращали внимания. Разве что уже традиционная партия в петанк. Лето же. Но внезапно случилось аж три прекрасных турнира — по Blood Bowl, Star Wars: Destiny и риичи-маджонгу, а два вечера Юра Тапилин успешно проводил командное «Что? Где? Когда?». Значит, соревнования – это интересно, нужно просто выбрать правильную игру.

Победители турниров: Миша Лойко (Blood Bowl), Игорь RAVE Трескунов (Star Wars: Destiny) и Лёша Субботин (риичи)

Активности радовали своим настольным и околонастольным разнообразием: возможность сыграть в игры, готовящие к изданию, или опробовать прототипы игр, пообщаться с авторами – лишь некоторые из них. Ваня Лашин показывал свою игру Смартфон, а Миша Лойко — свою Герои меча и декбилдинга. Последняя так долго лежала разложенной на огромном столе, что через трое суток посыпались шутки «за 300».

С лёгкой подачи Юшина на кэмпе всем миром рисовали Манчкин: Начало, результаты этих художеств выложены в альбоме группы ВКонтакте. Некоторые иллюстрации довольно пикантны, наверняка вам будет интересно узнать, что рисовал их Стас ORTIZ. С кэмпо-манчкином вышла интригующая история. Накануне кэмпа несколько карт были отправлены в Израиль, дабы подключить к кэмпо-активностям Ogro — персонажа, который хорошо известен всем, кто обитает на Тесере. Ogro нарисовал отличные иллюстрации, но конверт пришёл вскрытым. Вот как выглядели похищенные сокровища:

Знаменитое в узких кругах проклятие кэмпо-риичи-кубка вроде бы было снято после того, как в него плеснули шампанского. Автомобиль победителя доехал в добром механическом здравии. Хотя остались подозрения, что проклятие само выбирает, с кем ему ехать, потому что не все поклонники риичи добрались до дома без приключений.

Традиции возникают там, где в них есть потребность. Традиция договориться на партию в игру и не сыграть. Потом снова договориться и снова не сыграть. Потом специально договориться, чтобы уж не сыграть наверняка. Шутка. Традиции проводить City of Horror на восемнадцать человек или Panic on the Wall Street с каждым разом всё глубже проникают в кэмп.

Panic on the Wall Street!

Традиция устраивать шовинистский Codenames случайно зародилась в Питере прошлым декабрём, когда мы приехали в северную столицу на турнир по риичи. Мы тусили у Коржика и проиграли в Codenames men vs. women с разгромным счётом 10-1. Да и тот единственный раз, когда мы победили, мальчики высокомерно дали нам малюсенькую возможность, которой мы, ко всеобщему удивлению, успешно воспользовались. И сами были в шоке от своей наглости.

По сути, традиция родилась из спора: мужчины утверждали, что женщины не способны выиграть в Codenames, выступая в чисто женском составе. Вынуждена признать, что эти нахалы правы. Да, на кэмпе это было не разгромно, но лишний раз подтвердило эту шовинистскую теорию (сейчас Коржик должен прийти и сказать, что повлияло его отсутствие, мол, при нём перевес был бы значительно больше). Если бы не Мишин «Миасс», поставивший команду в тупик, и то, как его силой держали от правильного тыканья в карточки, счёт был бы иным – более удручающим. Всё равно, славная вышла битва. Надо повторить. Традиция же!

Уже после кэмпа, в начале августа мы отправились на турнир по риичи в Иваново. В автомобиле мы почти непрерывно играли в Codenames. А это, на минуточку, тридцать часов авто-трипа. Надо сказать, качнули скилл, хотя и не обошлось без смешных истерик. Готовимся к очередному шовинистскому баттлу. Берегитесь, мужики!

* * *

Про меня ходят какие-то странные слухи, что я на кэмпах не играю в настольные игры. Это, конечно, не так. Так как у меня две работы, а мои желания разнообразны, то на кэмпах я стараюсь прикончить сразу несколько зайцев (те, что на трассе, не в счёт). Ведь в моём распоряжении всего несколько дней!

Все эти зайцы складываются в диковинную кэмпо-мозаику под названием «гедонизм». Сюда входят не только проверенные временем вкусняшки, но и совершенно новый опыт. И сейчас я говорю вообще обо всём, чем я занимаюсь на кэмпе.

Конечно, самая главная вкусняшка и/или новинка кэмпа – это люди, и никто не способен убедить меня в обратном. Что может быть прекрасней партии в любимую настольную игру с теми, кто с тобой на одной волне? Я рассматриваю настольные игры прежде всего, как интересное средство коммуникации. Понятно, что игровые механики и сама работа ума не в меньшей степени занимают меня. Иначе настолкам я предпочла бы другое хобби.

Соревновательный элемент игры становится для меня всё более важным. Возможно, на это влияют российские турниры по маджонгу, которые мы стали посещать. Противостояние, перетягивание одеяла, удержание контроля над ситуацией, удачные решения — атрибуты хорошей игровой партии. Победа – желательная вишенка на торте, но поражение – повод сделать интересные выводы.

* * *

Through the Ages (Сквозь века) – шикарная вещь! Правда, я пока боюсь садиться за стол в мужской компании, не готова к той степени агрессии, на которую могу натолкнуться. ТТА дико хороша. Порог вхождения высоковат, но трудности при освоении игры не идут ни в какое сравнение с тем удовольствием, которое она способна подарить. К тому же, сократив время игры до одного часа на человека, мы убрали основной вымораживающий фактор – чрезмерную продолжительность партии. Кстати, в первый раз выиграла в неё. Вишенка!

Партия в The New Era вышла для меня какой-то скомканной. Показалось, что топдек решил. Мутанты затащили, жаль, что играла ими не я. Но погружение в NE всегда приносит огромное удовольствие, независимо от. Да и реиграбельность просто зашкаливает. Впрочем, как и у Замков Бургундии, партия в которую вышла для меня более удачной.

Обязательная партия в Ghost Stories внезапно случилась дважды. Оба раза запихали в колоду трёх Ву-Фенгов и потом долго героически умирали, задыхаясь от смеха. Вообще, у каждого гика есть свой любимый патигейм – игра, порождающая море веселья. У меня их два: Пуэрто-Рико и Ghost Stories.

Пуэрто-Рико я бы отнесла к жанру семейных еврогеймов, если обратиться к некой стандартной классификации игр. Но в моей вселенной Пуэрто-Рико перевоплотилась в весёлую компанейскую игру. Традиционная партия открыла для Миши удивительный «мир одного очка». Там его ждало много приключений! В Пуэрто-Рико он проиграл по тайбрейкеру. Мне проиграл. Наверное, это было особенно обидно. А затем, за другим столом, он проиграл в свой любимый Серп. Эх, Миша – Миша…

А Анька всё время хотела выигрывать в Factory Funner, и это часто ей удавалось. А когда нет, то только больше её раззадоривало. Factory Funner стало нереально достать, поэтому Аня старается не упустить ни единой возможности сыграть в неё. Признаюсь, это один из самых впечатляющих абстрактов, что я встречала, и одна из тех игр, в которые я без колебаний сяду играть, если предложат. Хорошо, что зимой мы успели приобрести себе коробку.

* * *

new! Если говорить о совершенно новых для меня играх, то первой на ум приходит распиаренная Пашей Урланд. Играли мы в неё неправильно, и, конечно, это повлияло на впечатления от игры. Но, даже при таких раскладах, механику удалось прощупать достаточно хорошо. Простая и интересная игра на контроль территорий в нестандартном сеттинге и с симпатичным артом.

Игрушка Papà Paolo привлекла своей тематикой и оформлением. На деле она оказалась именно такой, какой её описывала хозяйка коробки Инга: несложное евро, состоящее из смеси приятных механик. Ничего выдающегося, но процесс увлекает.

Century: Spice Road вызывает в игровом сообществе волнения подобно Splendor. Одним игра очень нравится, другие искренне недоумевают, чем первых эта игра так цепляет. Как и в ситуации со Слендором, правы обе стороны. Мне нравится Splendor и понравился Spice Road. На кэмп последняя попала в виде P’nP, которую Женя сварганил прямо перед поездкой. Я люблю абстрактные филлеры, и несмотря на то, что в Spice Road заложены элементы декбилдинга, который я обычно не переношу, игра понравилась мне своей изящностью. В таком виде декбилдинг я готова кушать.

Не думайте, что игры, упомянутые в этой части статьи, попали на мой стол случайно. Конечно, я довольно безалаберна и ехала на кэмп, не имея чёткого плана. Но он сам возник в моей голове, когда я очутилась среди игр. Помимо прочего, я очень хотела составить личное мнение о ККИ Star Wars: Destiny. Сейчас самый активный поклонник Destiny в России RAVE, он же победитель первого турнира по этой игре в нашей стране, прошедшего на кэмпе, с замиранием сердца читает эти строки… Отличная штука, эта ваша Destiny! То есть, ККИ как жанр, мне в принципе не близок от слова «совсем». Но в Destiny есть совершенно потрясающая механика-прослойка между действиями игроков, на которой выстроен уникальный движок. Заключена она в кубах, ведь каждой карте в Destiny соответствует свой D6. В общем, даже если вы не играете в ККИ, то, возможно, Star Wars: Destiny — ваш шанс приобщиться к этому жанру, особенно, если вам нравится вселенная Star Wars.

С тех пор, как я пробовала Ванин Смартфон на Игроконе, прошел почти год. За развитием проекта наблюдать любопытно, но он по-прежнему находится в каком-то подвешенном состоянии. О дате релиза ничего неизвестно. Мы склеили скотчем поле, выслушали правила и приступили к игре. Смартфон — это экономическая игра с контролем территорий. В ней чёткие и понятные правила, уникальные механики, не перегруженный нюансами игровой процесс и качественное взаимодействие между игроками. Очень надеюсь, что игра всё-таки будет издана. Ваня, спасибо!

Ниже на фото — игра, прелести которой я не ощутила, хотя очень рассчитывала на это. Новая игра Индейцы от авторской группы «Трёхгранник» как раз готовится к выпуску. Не спасает ни обалденное оформление, ни интересная карточная механика, ни подходящий формат филлера. Возможно, игра не ахти именно в дуэльном варианте и раскрывает свой потенциал при большем составе участников. Поживём — увидим. В любом случае, сыграю в неё минимум ещё раз, когда получу в руки готовый экземпляр.   

А вот локализовать Раптор показалось крайне удачной идеей. Локализацией занимается питерская «Лавка игр», и единственное, что смущает — это стоимость игры, она не очень божеская. Раптор — шикарная игра, чтобы поссориться. В процессе мы чуть не передрались. Конечно, игра семейная бла-бла, но очень жёсткая. Я играла за учёных, и для рапторов всё закончилось очень грустно. Мамка попала под перекрёстный огонь, и её за один ход расстреляли буквально в упор с трёх точек. После кэмпа я даже пересмотрела Jurassic Park.

Кстати, о «Лавке игр». Знакомьтесь, это Юра Мальцев:

Юра как бы говорит нам: «Пойдёмте со мной, мои хорошие… Я покажу вам мир боли и унижений». Да. Собственно, один из основных настольных пунктиков на кэмпе для меня был Tragedy Looper. Противоречивые отзывы всегда очень интригуют, а когда они противоречивы настолько, то ты просто обязан сыграть в эту игру. Looper разжёг моё любопытство ещё год назад, но я очень долго морально готовлюсь к возможному разочарованию. В последнее время я поняла, что не могу опираться на чьё-либо мнение — печаль страшная. Раньше я была более доверчива и подвержена чужому влиянию. О, где вы, те беззаботные времена? Теперь приходится мириться со своим безапелляционным, и никуда от этого не деться.

Так вот, я страшно благодарна Юре за то, что он показал нам Tragedy Looper и провёл два сценария. Это было одним из самых сильных впечатлений прошедшего кэмпа. Пять часов пролетели совершенно незаметно, и я отчётливо поняла, что это мой тип игр. Меня расстраивает лишь одно — отвратительное оформление. Эти тёмные тона вызывают во мне желание убивать. Ах, помечтаю о локализации!.. Можно? Зря? Ну, пожалуйста!

* * *

Под утро последней ночи я паковала игры, разыскивая их по базе. Подошла ко второму домику, на крыльце которого стояли Леша Полтавский, Андрей и Тигра. Я пошутила: «Ну чего, Лёш, в ТТА?». Полтавский с готовностью согласился. Посмеялись. Вдруг их лица сделались мечтательно-серьёзными. Андрей грустно улыбнулся и произнёс: «Кэмп мелькнул, как один день. Так быстро!..».

Да, быстро! Но как узнать, насколько кэмп прекрасен, если не жить на контрасте? Если не ждать его? Не мечтать о нём? Не сравнивать его с серыми буднями? Я знаю, что рассказывать о кэмпе тем, кто там не был, довольно бессмысленно. Потому что никакие слова не смогут описать то, что я чувствую. И эта заметка лишь очередная робкая попытка. Попытка показать, как может быть хорошо, когда ты с теми, кто близок тебе по духу, и делаешь то, что тебе действительно нравится. Как часто вы испытываете такое чувство?

 

7 комментариев

  1. RAVE:

    Сейчас самый активный поклонник Destiny в России RAVE, он же победитель первого турнира по этой игре в России, прошедшего на кэмпе, с замиранием сердца читает эти строки

    Все правда) спасибо за пост!

  2. korzhik:

    Мне кажется, если посадить играть в коднеймс меня и Мишу Падмаквакваква, мы вдвоем в целом можем турниры выигрывать, потому что по-моему думаем на каком-то одном уровне логики. Так что без этой связки результат вообще нерелевантен.
    А вообще Нюся как всегда, много про игры, мало про гедонизм!

  3. TataFrost:

    Спасибо! За всё!!!

  4. Red_front:

    А про риичи что, не будет? 🙁

    • Njuse4ka:

      А что про риичи? В моей жизни столько риичи, что я на кэмпе отыграла ровно 6 игр, чтобы попасть в ретинг 🙂 Никаких особенных раздач/партий не припомню.

  5. Нюсечка, отличная статья, душевная, пустил скупую слезу.

    «Традиция договориться на партию в игру и не сыграть.» — меня начали терзать смутные сомнения, на кого тут намек 🙂

    korzhik, Миша Падмаквакваква — это пять :))))

  6. Ох, как же я рад, что осенью все-таки еду!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.