by Njuse4ka

В статье: моё мизантропическое нытьё, обзоры Colorpop и Sratopolis, о соло-режиме, об испуганных тараканах, о природе реиграбельности, о восхищении.

Что-то какая-то усталость одолела меня со страшной силой. Пытаюсь как-то переварить ту кучу настолок, что ждут нас на грядущем Spiel 2012 в Эссене этим октябрём. Пока что вяло их кидаю в вишлист, чтобы потом, как будут силы, его почистить. Но визу мне пока не дают :), а хроническая усталость непонятно откуда взялась, потому что вокруг меня по-прежнему страшный движняк и круговерть. И я как бы тоже должна вроде поддаться этой лавине движухи, но меня накрыл какой-то приступ меланхолии и лёгкого отупения. Хочу сидеть, зачерепашиться в своём мирке и мирно собирать подаренный Фраем пазл. И никого не видеть. Помнится, последний подобный приступ я пережила в обнимку с Onirim, теперь же у меня есть другая семечкообразная настолка — lines…

Знакомьтесь, прелесть зовут Colorpop, что компания «Стиль жизни» преподнесла нам как «Цветарики». Симпатичное, к слову название… Но суть, конечно, не в нём. Эта игра просто идеальна для того, чтобы побыть какое-то время в забытьи. Есть игры, где уместен соло-режим. Есть игры, где он не только уместен, но и официально изложен в правилах. А есть соло-игры, в которых уместен мультиплеер, даже если в официальных правилах он и преподносится как основной. Для меня Colorpop — это последний вариант, хотя подозреваю, что многие, вкусившие ностальгию «Цветариков», напоминающих сразу и lines, и columns, повертят пальцем у виска и проведут не одну весёлую партию за Colorpop со своими друзьями. Наверно, каждому своё и в своё время. Время сейчас тянется и мчится вихрем одновременно. Сижу посреди этого вихря и тупо наблюдаю за мелькающим перед взором. О, «Room 25» пролетела мимо… Но об этом позже, как причешу вишлист.

Мешочек разноцветных таблеток

Мешочек разноцветных таблеток

Обычно я беру мешочек (у меня их откуда-то скопилась небольшая кучка) и запихиваю туда всю эту горсть разноцветных таблеток. Опускаю руку глубоко в этот гладкий пластик и перебираю пальцами, перемешиваю… Приятные ощущения. Потом беру по одному скату с игрового поля, вынимаю из мешочка по две — три штучки таблеток и набиваю их в скаты — готовлюсь к игре. Многих может раздразить этот момент, а я получаю просто несказанное удовольствие от туповатой семечковости процесса. В этот момент я вообще ни о чём не думаю, в голове пусто и гулко, поэтому подготовка идёт очень качественно — чисто рандомная набивка :). Когда поле будет готово к игре, то взгляните на него внимательно: по горизонтали и вертикали не должно быть пять фишек одного цвета.

Первый вариант игры — обычный

Выдайте всем по секретному жетону, у каждого игрока окажется свой цвет. Игроки по очереди убирают группы одноцветных жетонов (два и более), последовательно нажимая на них пальцем. Белые жетоны — это джокеры. Каждый игрок стремится к тому, чтобы жетонов его цвета на поле оказалось меньше, чем жетонов других игроков. Игра заканчивается, когда на поле больше нельзя ничего убрать или на поле не осталось жетонов какого-либо игрока. Последний при этом выигрывает автоматически, в противном случае побеждает тот, чьих жетонов меньше. Если ничья, то выигрывает тот, у кого среди убранных жетонов меньше жетонов своего цвета. Это довольно интересный момент, ведь очевидно игрок будет стараться убирать свои жетоны, что в случае ничьей выйдет боком.

Игровое поле

Игровое поле

Второй вариант игры — пасьянс

Это мой вариант, потому что я вижу эту игру для себя только в соло-режиме. Правила предлагают нам выбрать секретный жетон и попытаться убрать с поля все жетоны этого цвета. Или выбрать два, три, четыре, а то и все пять жетонов. Никогда не думала, что мой вариант игры называется «выбрать все пять жетонов», но так оно и есть. Не привыкшая к полумерам, я стараюсь убрать все фишки с игрового поля. Я чпокаю их и чпокаю, пока уже не будет возможности чпокать. И снова играю в семечки: ссыпать в мешочек, покайфовать рукой в пластике и погрызть семечки набить скаты.

Пока готовила ужин...

Пока готовила ужин…

Третий вариант игры — альтернатива для двух игроков

Альтернативные правила для двух игроков предлагают нам выбрать не по одному, а по два секретных жетона. Мне это нравится, потому что снижает влияние рандома при набитии скатов разноцветными таблетками.

Четвёртый вариант игры — пара на пару

Интересный вариант, при котором члены одной команды знают цвета жетонов друг друга и побеждают, если в сумме их жетонов оказалось на поле меньше, чем жетонов соперников. Есть у нас компания дам (я уже упоминала их) а-ля «sex and the city» (в смысле, что во время игр могут обсуждаться совершенно разные темы). Они часто играют пара на пару в Tichu (девочки, привет!). Colorpop, конечно, далеко не хардкор, но эти львицы способны устроить мясо из чего угодно :).

Мм.. колёсики

Мм.. колёсики

В целом, если сделать какой-то вывод, вяло претендующий на объективность в моём состоянии, располагающем к крайней необъективности, то игра не вызвала wow-эффекта, даже несмотря на свою ностальгическую составляющую. К тому же сильное опасение вызывает способность данной конструкции долго сопротивляться всяким изгибающим моментам, действующим на рычажки, которые держат таблетки в скатах. При чпокании пластмассовые рычажки отгибаются и фишка вываливается. Будет ли игра жить долго и счастливо, если её будут активно использовать по назначению, — большой Вопрос. Как можно использовать игру не по назначению, я ещё не решила :),

А теперь положите салфетку на колени, возьмите вон ту вилку с вот этим ножиком и благоговейте — сейчас подадут основное блюдо… Маэстро, вносите!

*звучат фанфары*

*звучат фанфары*

Друзья, нам с вами крупно повезло, потому что в нашем окружении появилась совершенно потрясная игра — Stratopolis. Только лишь Gravicapa пока обозрел её на своих «Двух фишках», а Юра Тапилин разместил приятные фото и готовит по ней обзор, который должен скоро появиться. И эта штука действительно заслуживает нашего пристального внимания. Давайте попытаемся разобраться, чем же она так хороша. Если вы читаете меня не первый раз и знаете, что я балдею от игр, которые игнорируют гендерные настольные предпочтения, то вы понимаете, что мимо такой игры я спокойно пройти не могла. Да, мы наткнулись именно на такого представителя настольного мира.

Плюс первый — простые правила.

Простота правил в настольном мире значит многое. Разумеется, есть те, кто любит сложные многостраничные рулбуки, умеет качественно в них разобраться, уяснить все нюансы и в целом от самого процесса изучения игры получает большое удовольствие. Несмотря на то, что у меня это вызывает крайней степени уважение (мне же такое в силу неусидчивости недоступно), всё же самые гениальные игры, с которыми мне довелось познакомиться, имеют правила размером в пару — тройку страничек. А то и вовсе в пять строчек. Но проверено: отсутствие эпичного рулбука вовсе не означает отсутствие глубины. Мы плевали на то, что игра на двоих, и изучали Stratopolis толпой в шесть или семь человек, да и сама партия явно получилась командной. Игротека в клубе только началась, многие едва занесли ноги за порог и, не успев сориентироваться и понять, чего они хотят «употребить», неожиданно оказались вовлечены в абстрактный процесс построения абстрактного города.

Тайлы

Тайлы

Вообще, в Stratopolis играют вдвоём. Каждый из оппонентов получает свою пачку Г-образных тайлов, от которых, к слову, безумно приятные тактильные ощущения, ибо сделаны они из… стеклопластика (есть такой? :)). Игроки складывают свои тайлы стопкой лицевой стороной вниз и ходят по очереди, вскрывая верхний тайл из стопки и выкладывая его, формируя поле. Стопки игроков отличаются: у того, кто играет за красных, на тайлах очень мало зелёного цвета, у того, кто играет за зелёных — наоборот, на тайлах редко встречается красный.

Размещать тайлы можно двумя способами: увеличивать либо площадь, либо высоту конструкции. При увеличении площади тайл прикладывается сбоку и должен соприкасаться хотя бы одной стороной с ранее выложенными тайлами. При увеличении высоты «города» тайл выкладывается сверху на ранее выложенные, при этом необходимо соблюсти три правила: под тайлом не может быть пустых мест; нельзя класть ровно тайл на тайл; красный квадрат нельзя класть на зелёный квадрат и наоборот. Всё, что не запрещено, то разрешено. Игра заканчивается, когда заканчиваются тайлы, а выигрывает тот, у кого больше очков. Для их подсчета площадь самой большой зоны своего цвета умножается на её высоту — на уровень самого высокого квадрата этой зоны.

Вы видите?! Прекрасный Талувий механизм в действии. Вообще, Stratopolis очень напоминает последнюю, но представляет собой более простую, без претензии на атмосферу, хотя по-прежнему очень стратегичную штуку.

Стопки игроков

Стопки игроков

Плюс второй — неповторимость партий.

Если мы и нечасто рассуждаем о таком качестве настолок, как реиграбельность, и её природе, то по крайней мере довольно сильно озабочены этим в своих мыслях. Ведь наши бетонные коробки не резиновые (бетон, кстати, плохо работает на растяжение, а сжимать его уже некуда :)), а просто хороших, хороших и отличных игр в мире целая куча. Но игре мало быть объективно достойной, нужно, чтобы в вашей конкретно социальной ячейке данная настолка обладала реиграбельностью. А это, как говорится, уже другая задача.

Откуда берётся эта самая реиграбельность? Хороший вопрос, на который внятно ответить практически невозможно, потому что слишком много данных и их сочетаний надо учесть. Универсальную формулу реиграбельности вывести, на мой взгляд, нереально. Но можно для себя отслеживать, что влияет на это явление в привязке к вашей конкретной компании. Мне кажется, как раз неповторимость партий порождает некую неповторимость ощущений, отсутствие шаблонности. Конечно, правила ограничивают ваши действия, налагая условности, но, как и в случае с Талувой, вы вольны формировать поле по своему усмотрению. Каждый ваш шаг — это ответственное решение, от которого зависит исход партии. Многие игры прощают некоторые ошибки и невнимательность, Stratopolis — нет.

Конец партии

Конец партии

Плюс третий — глубина.

Коль скоро я люблю разбираться в своих тараканах и расставлять их по углам мозга, то меня постоянно мучает одна мысль. Не в том плане, что я, бедная, не могу жить, только об этом и думаю, нет. Но самоеду свойственно что-ли постоянно пытаться разобраться в себе, пытаться получить о себе какое-то законченное представление, чтобы знать, куда двигаться, что делать и, в том числе, как получить удовольствие, каких тропинок избегать, а к каким стремиться. Иногда я думаю, что я не приемлю агрессию, в том числе и в играх. Но как же Blokus и Stratopolis? Это довольно агрессивные игры, в которых ярко выражено отнюдь не опосредованное противостояние. Буквально: или ты, или тебя. С другой стороны, это чистые абстракции, и, хотя я не считаю (совершенно искренне), что настольные игры могут что-то там у взрослого человека развить, но иногда думаю, что игры такого плана вполне могут влиять на развитие такого, например, качества, как хорошее тактическое, а где-то и стратегическое мышление.

К примеру, в Блокусе базовая стратегия — попытаться сохранить доступ во все четыре угла игрового поля, что позволит если и не выставить все фигуры, то сделать это с максимально возможным результатом. Ходы игрока — это иллюстрация его тактических решений, которые направлены на решение основной задачи, а значит и на достижение цели — выиграть. В Stratopolis-е как таковой базовой стратегии я не вижу (ну, или она есть, но среди моих тараканов разброд и шатание), потому что противник может сильно помешать буквально каждым своим ходом. Понятно, что нужно обеспечить максимальную высоту (на конец игры желателен четвёртый или даже пятый уровень), потому что каждое увеличение высоты позволит количеству очков резко возрасти. С другой стороны, игра построена таким образом, что любой плюс может породить у соперника минус. Таким образом, второй частью возможной стратегии является не только достижение максимально возможной выгоды (как сиюминутной, так и в перспективе), но и одновременное нанесение максимального вреда противнику (желательно не только сиюминутного, но и в перспективе). Вполне может быть, что ваш ход не повлияет отрицательно на оппонента. Учтите — это плохой ход :). Даже если это не аукнется сразу, то в конце, как у нас, это обязательно вылезет в виде: «О! А у нас площадь на один квадрат больше, значит при равной высоте мы выиграли!». Это, конечно, не может не бесить :).

Приятные тактильные ощущения

Приятные тактильные ощущения

Плюс четвёртый — быстрота партий.

Относительно этого нельзя не упомянуть такой момент. Официально игра предполагает быстрые партии в 10 — 20 минут, но на деле эти цифры могут непомерно вырасти, например, когда за стол садятся наши старкрафтеры. В целом, вполне реально смотреть на Stratopolis как на филлер, всё дело в нашем личном восприятии и настрое в данный конкретный момент.

Плюс пятый — регулируемый рандом.

Где рандом? — возможно спросите вы. Элемент случайности встречается в самом начале хода игрока, когда тот берёт тайл с верха своей стопки. Теоретически ты знаешь, какие в твоей стопке могут встретиться тайлы. Если вы настроены на серьёзную партию с суровым гиком, то желательно иметь представление и о том, в каком количестве встречается тот или иной тайл. Для снижения рандома в том числе и правила предлагают несколько альтернативных вариантов игры.

Выбор из общей кучи случайного тайла, на мой взгляд, никак не уменьшает рандом, хотя даёт доступ к тайлам противника (ведь стопки оппонентов отличаются). Второй вариант игры предлагает нам подготовить некую стратегию, сложив тайлы стопкой в угодном нам порядке. На мой взгляд, данный вариант подходит лишь для фанатов игры, я же умею восхищаться, всплёскивать руками в немом и не очень изумлении, но точно не умею фанатеть. Даже от маджонга :). Наиболее подходящим вариантом я считаю тот, где игроки берут с верха стопки сразу три тайла, кладут их в открытую, для своего хода выбирают один из них и затем добирают тайл, заменяя только что использованный. Таким образом, не только у вас появляется выбор, как действовать, но и у вашего противника появляется простор для анализа и предположений о ваших последующих ходах. Считаю данный вариант самым адекватным и живучим.

* * *

И чтобы окончательно добить тараканов, затравленно глядящих на меня из закоулков моей башки, в завершение всего надо спросить себя: Нюся! А? Ты любишь абстракции? Да, люблю. Почему? Потому что в них есть лаконичность, чёткость и, удивительно, но даже при неповторимости партий какое-то законченное представление, какое так хочется иметь о самом себе. Чтобы знать, в какую сторону идти и что делать…

Пятничное фоточко

Пятничное фоточко. Хороших выходных!

19 комментариев

  1. Ну воть. А про то, что я Цветарики по Скайпу тебе показывал и всячески склонял к рассмотрению этой игры ни слова :P. Бу… бу …бу…. 🙂

    • Njuse4ka:

      Gravicapa — известный искуситель 🙂 Ольге пришли новые игры из Игроведа, она мне великодушно дала их попробовать 🙂

  2. _ГрАнд_:

    А я вот всё посматриваю на стратополис, интересно, да никак не решусь приобрести. С одной стороны неигранного полно, но главное, по какой-то необъяснимой причине тысячи рублей за неё жалко. Сам не знаю, что это у меня за антипатия такая.

    • Njuse4ka:

      Знаю, что тебя отталкивает… Там нет соло-режима! 🙂

      • _ГрАнд_:

        Нееееее! На такую забаву я всегда соперника найду 🙂

      • Юшин:

        Как же нет? Ты ведь вчера так ловко сама с собой играла. Или это все-таки был мультиплеер?

        • Njuse4ka:

          У меня раздвоение личности… Хорошо, она для двоих, а то было бы растроение, а может даже расчетверение.

  3. […]  Абстракции: семечки и основное блюдо. GD Star […]

  4. Для меня все эти абстракции с цветными кружками/квадратиками — на одно лицо 🙂 Не моё, видимо.

  5. Так-с, виш-лист, кажись, пополнился Стратополисом.
    Механика Талувы + Атмосфера Блокуса должно быть = Классная абстрактная игра.
    А условие победы чем-то на Войну Роз похоже. Тоже надо площадь большую создать.

  6. _ГрАнд_:

    Я понял, почему Стратополис покупать не хочу! У меня же есть Марракеш-«коврики»! Принцип уж очень похож. Вместо ковриков, кубика и монет — тайлы в стопках. Не зависишь от кубика и фигурки, выставляешь уголки как хочешь-можешь, стараешься быть «царём горы». Но всё равно, механизм практически такой же.
    В своё время «ковриками» дома заигрывались, хороший филлер. Сейчас как-то реже получается, после редких пары-тройки партий: «Давай что-нибудь другое». Но игра хорошая: простая, но с жёстким взаимодействием. Как перетягивание каната — или ты, или тебя 🙂

  7. Пумбрия:

    Стратополис больше похож на Талуву и Войну роз, чем на Марракеш, хотя его и сравнивают с Марракешем (все ж они родственники — обе от Джигамик).

    Ань, небольшое уточнение по правилам Стратополиса: лично я помню, что тайлы в стопках лежат ЛИЦОМ ВВЕРХ. Таким образом, когда ты берешь очередной тайл — ты открываешь свой следующий тайл противнику. Это, кстати, еще один момент, который роднит Стратополис с Войной роз, где карты противника лежат в открытую.

    После пары игротек могу сказать, что Цветарики — баловство, а Стратополис — маст хэв для всех, кто ищет хорошие игры на двоих.

  8. Greta:

    А я подобные линексы даже на компе не любил, они хороши для секретарш тем, которым делать нечего, кроме как чай подавать, вот и убивают часы работы шарики перемещая. Играть в абстракты пробовал, но здесь возникают схожие ощущения, два часа ушло, а что делал? Шарики перекладывал!

    • Njuse4ka:

      Женька, ну ты же америтрешер до мозга костей! Понятно дело, тебя не привлекут эти «шарики» 🙂

  9. Greta:

    ps: а вот статья хорошая, прочитал и не пожалел о потраченном времени!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.