by Njuse4ka

Наверное, вы совсем мне не поверите, но данная статья будет посвящена тому самому дополнению к небезызвестной леденящей кровь настольной игре Ghost Stories («Истории призраков») Антуана Баузы. Дополнению под названием Black Secret («Чёрный секрет»). Дополнению, которое, появившись почти год назад, вызвало бурю порой весьма негативных эмоций от поклонников этой прекрасной игры.

* В связи с тем, что текста много и читать дохрена, обратите внимание — правила написаны с небольшим отступом и их вполне можно пропустить, если вы ищете только впечатления и мысли. Давно из-под моей клавиатуры не выходило столь объёмного текста, и я заранее прошу за это прощения.

Год назад, как только появилась возможность оформить предзаказ на одну из 666-ти копий, которые были на Spiel 2011 в Эссене, мы сразу это сделали. Мне даже не пришлось долго и слёзно умолять друзей с «Настолкомании», чтобы они привезли мне вожделенную коробку. Несмотря на то, что она размером базу, а значит весьма большая и неудобная для перевозки, они сделали это, и я не устаю их за это благодарить. Себе они также отхватили экземпляр «Чёрного секрета», но этот доп, логично завершающий некую трилогию, жутчайше их удивил и страшно разочаровал… Тогда это вызвало у меня лёгкое недоумение и оставило в душе неприятный осадок, ведь я считаю Ghost Stories одной из своих любимых игр и небольшим настольным шедевром.

Фишка активного игрока

Фишка активного игрока

Напомню, что Ghost Stories — это кооперативная настольная игра о том, как четверо бравых даосских монахов пытаются защитить маленькую китайскую деревушку от нашествия мистического зла — новой инкарнации неупокоённого Ву-Фена. Попытаться изгнать босса могут от одного до четырёх игроков: либо им это удаётся и они выигрывают, либо они все вместе терпят оглушительное поражение. Давайте немного вспомним основные моменты игрового процесса, чтобы затем нанизать на него те изменения и дополнения, которые таит в себе Black Secret.

В центре располагается собственно сама деревня, состоящая из девяти локаций. У каждой локации есть особое свойство. По сторонам деревни мы видим четыре поля, которые являются одновременно полями игроков и тем местом, где появляются призраки, прущие на деревню. При подготовке к игре формируется колода призраков, в которую ближе к концу замешивается одна или несколько инкарнаций Ву-Фэна (их количество зависит от выбранного уровня сложности игры). Если рассказать очень кратко об игровом процессе, то игроки, ходя по очереди, отыгрывают по две фазы каждый: плохую и хорошую, инь и янь. В фазу «инь» игрок выполняет действия призраков, которые до этого появились на его поле, затем берёт верхнюю карту из колоды призраков и вводит её на одно из полей игроков. У призраков есть всякие свойства, которые срабатывают в определённые моменты игры и вредят монахам. В фазу «янь» игрок может передвинуться по деревне своей фигуркой и сделать одну из двух вещей: подраться с призраком или воспользоваться помощью жителя деревни (свойством локации, на которой он остановился). Таким образом, игроки постепенно выбирают колоду призраков, вводят их в игру и убивают, пока не выйдет карта с Ву-Фэном (он как призрак, но только сильнее, и его сложнее убить). Если монахи убивают инкарнацию, то они выигрывают. Проигрывают они в одном из трёх случаев: если все четыре монаха почили на кладбище (попросту сдохли); если выбрана вся колода призраков, а Ву-Фэн к тому времени не убит; если три локации деревни захвачены призраками (призраки бывают разные, ходящие могут захватывать участки деревни).

Первые шажки

Первые шажки

Изложенное выше — это очень краткий пересказ самого процесса и собственно цели игры. Я сознательно с самого начала не упоминала первое дополнение к Ghost Stories под названием White Moon, потому что речь сегодня не о нём. Но совсем забыть про него не имею сил. Более того, играть в базовую версию Ghost Stories без White Moon считаю верхом неприличия, так и знайте :). Того, кто говорит «я ещё в базу не наигрался» я в мыслях всегда сравниваю с собой, утверждающей, что в риичи пока не буду играть по той простой причине, что не наигралась в классический маджонг. Это всё туфта :), и оправдать это можно лишь тем, что ты морально не готов. Но, поверьте, найти компанию на Ghost Stories c White Moon гораааааздо легче, чем на риичи. Поклонник Ghost Stories, не отказывай себе в том невероятно интересном преодолении трудностей, которые несёт в себе «Белая луна». Поверь, попробовав единожды, ты поймёшь, насколько базовая версия однообразна и скучна. Но проблема не только в моральной готовности опробовать White Moon, а скорее уж в том, что её теперь не достать… Посему не проходите мимо, подпишите петицию, которая звучит следующим образом: We, the undersigned, call on Repos Production to reprint the White Moon expansion for the game Ghost Stories. На момент написания статьи собрано уже 67 подписей, может, ваша станет следующей? Есть ещё вариант обратиться к Юлии (пользователь terjul на «Тесере»), которая проживает в Голландии и утверждает, что в некоторых голландских онлайн-магазинах ещё можно найти White Moon. Кстати, мы планируем встретиться с ней в Эссене этим октябрём.

Какие дополнения привнесла «Белая луна» в нелёгкий процесс борьбы со вселенским злом в отдельно взятой китайской деревушке? Во-первых, появились семьи, состоящие из одного, двух или трёх жителей. Теперь в фазу «янь» монах имеет возможность спасти одного из них. За спасение целой семьи полагается один из артефактов — это ещё одни новые игровые элементы. Жители могут погибать, поэтому для них подготовлено специальное кладбище. Это поле-каунтер умерших жителей. Пересчитывать погибших нужно, так как к трём из выше перечисленных условий поражения добавилось ещё одно — двенадцать мёртвых жителей. Также появились новые призраки-пожиратели, которые кушают жителей, а при отсутствии оных закусывают монахами. Когда житель умирает, это влечёт за собой проклятье. Душа девушки Су-Линь в виде фигурки со вздыбленными волосами отныне помогает монахам в борьбе. При определённых условиях Су-Линь можно располагать напротив какого-либо призрака, и пока она там стоит, то отменяет его действие. В игре также появилась особая фаза «мистическая ограда». Отныне по углам деревни есть четыре постамента. Если монахам удаётся расположить на них четыре кристалла, то «мистическая ограда» включается и позволяет даоссам здорово продвинуться в деле спасения деревни. Но условие победы прежнее: игрокам необходимо через колоду призраков добраться до инкарнации Ву-Фена и убить её.

Но давайте же, давайте поскорее поговорим про «Чёрный секрет»!

Поле катакомб и поле Ву-Фена

Поле катакомб и поле Ву-Фена

Фрай, пока я не могу посвятить тебе отдельную статью, как ты хотел :), но могу вынести от моего лица официальную благодарность за то, что ты такой замечательный друг. Если бы не Саша, то неизвестно, сколько бы времени коробка с Black Secret занималась лишь тем, что украшала стеллаж с настолками в нашем доме. Стеллаж красив, спору нет, но коллекционирование — это всё-таки не мой конёк (кстати, я знаю девушку, которая покупает книги, ориентируясь на красоту их корешков). Мой конь — играбельность каждой коробки и уныние, если этого не происходит. Правила этого дополнения я прочитала сразу, как только они попали мне в руки. И я немного поиграла в доп сама с собой, чтобы пощупать механику. Кстати, за правила я должна сказать много слов благодарности sNOwBODY, который перевёл их в том числе и для меня… Большое спасибо, виртуальный друг! А вот нытьё некоторых по поводу длительного сетапа я поддержать не могу, потому что считаю, что он вовсе не длинен. У меня, когда я раскладывала Black Secret первый раз, подготовка к игре заняла максимум минут десять. А почему эта партия всё же случилась? Потому что Фраю в тот пятничный вечер было не с кем выпить, хотя ему так хотелось это сделать :).

Добро и Зло

Добро и Зло

Я отлично понимаю, почему Black Secret вызвал такое нарекание поклонников Ghost Stories во всём мире. Дело не в том, что дополнение объективно плохое. Поверьте, это не так, ибо доп шикарен. Скорее, дело в том, что найти достойного претендента на вселенское Зло очень трудно. Мне повезло. В своём окружении я вижу аж трех человек, которые идеально подходят на эту роль, а главное, хорошо знакомы с Ghost Stories и не только не прочь побыть в шкуре Ву-Фена, но и активно этого ХОТЯТ. То есть в их головах нет этого психологического барьера «ах-ах, гост сторис — это чистый кооператив и должен таким оставаться!». Это, imho, чушь. Появление в игре возможности сыграть за Ву-Фена — не это ли логичное развитие идеи и концепции игры? Но, видимо, этой коробке пришлось «вылежаться», чтобы мы оказались окончательно готовы к знакомству с ней.

Маленький демон-чмо бродит по катакомбам

Маленький демон-чмо бродит по катакомбам

Хочется немножко предостеречь: не играйте с обоими допами сразу, мозг может лопнуть. Или хотя бы не первые партии. Вариант игры вперемежку с White Moon и Black Secret присутствует, так как на части компонентов есть значок «W». Эти компоненты убираются или добавляются в зависимости от того, насколько мощно вы планируете поиздеваться над своим мозгом, то есть планируете ли замешать White Moon. Но лучше этого не делать. Надо признать, что GS-with-WM и GS-with-BS — это совершенно разные по ощущениям игры.

Итак, теперь у нас есть Ву-Фен, который состоит из плоти и крови и сидит с вами за одним столом. Его наглый взгляд не сулит вам ничего хорошего :). Теперь фаза «инь», то есть фаза, в которую игра играла против монахов, отдана на откуп Ву-Фену. А именно тот момент, когда необходимо вытащить из колоды нового призрака и разместить его на одном из полей игроков. Когда карта вытащена, Ву-Фен единолично решает, какое из трёх возможных действий предпринять. Он может отправить призрака в деревню по обычным правилам, а может призвать демона в катакомбы или наложить на монахов проклятие. А те могут наложить в штаны… Ну, это по ситуации :).

Из-за новых возможностей появилось довольно много новых игровых компонентов. Во-первых, катакомбы — подземелье деревни с лестницами для перехода между уровнями и своими жетонами, которые разыгрывают призванные в катакомбы демоны. Во-вторых, у Ву-Фена есть свое личное поле, на котором располагаются три демона разного пошиба, фигура его величества Ву-Фена, жетоны скелетов, места для найденных в катакомбах урн, а также пирамида налагаемых на монахов проклятий. И, в-третьих, у монахов появились жетоны кровных братьев и карты кровавой мантры. Кроме того, в игру добавлены новые воплощения Ву-Фена и новые призраки.

Демоны, две найденные урны и пирамида проклятий с Ву-Феном на вершине

Демоны, две найденные урны и пирамида проклятий с Ву-Феном на вершине

В тот момент, когда Фрай решает отправить призрака в деревню, он сам выбирает на какое место поля расположить его, если таких мест согласно правил несколько. Чтобы призвать одного из демонов в катакомбы, карта призрака отправляется в дискард, и призывается тот демон, сила которого соответствует силе скинутого призрака, при этом цвет призрака не имеет значения. Если же господин Ву решает наложить проклятие, то цвет выбранного жетона проклятия должен соответствовать цвету скинутой карты призрака, при этом сила призрака значения не имеет.

Демоны появляются в одном из двух углов катакомб, они не могут подняться наверх в деревню, но могут бродить по катакомбам и вскрывать лежащие там жетоны, пытаясь отыскать урны. Когда все три урны будут найдены, то в катакомбах появится фигура Ву-Фена — очень сильного демона, который может перемещаться наверх в деревню, нападать на монахов, блокировать свойства локаций, захватывать участки деревни и которого, к сожалению, уже нельзя будет изгнать.

Демонические демоны

Демонические демоны

В ход игрока в дополнение к фазам «инь» и «янь» введена новая фаза — «фаза демонов». В эту фазу, идущую до фазы «инь», доктор Зло может совершить действие каждым из демонов: либо передвинуть, либо вскрыть верхний жетон катакомб в том месте, где демон в это время находится. Жетоны не всегда страшны: они могут оказаться пусты, а могут даже оказать помощь монахам, подкидывая жетоны Чи на карты кровавой мантры. Но любое копание демонов в жетонах приближает появление урн, а они в свою очередь близят нежелательное появление фигуры Ву-Фена.

Раз уж заговорила подробно, то скажу и про пирамиду проклятий. Ву-Фен может отправить карту призрака в дискард и наложить на монахов проклятие. Сама пирамида указывает, в каком порядке проклятия разного уровня могут быть наложены. Чтобы сыграть проклятие второго уровня, необходимо сыграть минимум два проклятия первого уровня и так далее. Как вы, наверно, догадались, чем выше уровень проклятия, тем оно страшнее. Если проклятия первого уровня лишь немного мешают монахам, вводя в игру новых призраков, отнимая у монахов токены Дао, убирая лестницы из катакомб и прочее, то среди проклятий четвёртого уровня есть такое, которое добавляет ещё одну инкарнацию в колоду призраков. А это заставляет монахов страшно грустить… А лестницы, кстати, помимо прочего исчезают, если соответствующий тайл наверху в деревне захвачен призраками.

Но у монахов появилось некоторое подспорье. Во-первых, это жетоны кровных братьев. Подобный жетон монах получает, если у него осталась всего одна жизнь (один жетон Чи). Пока монах находится на грани жизни и смерти, он может пользоваться особой способностью игрока, сидящего напротив. Во-вторых, карты кровавой мантры, которые могут быть нескольких уровней в зависимости от того, сколько жетонов Чи нужно на них сложить, чтобы их эффект сработал. Монахи сами решают, на какую из карт положить жетон Чи, как только один из монахов по тем или иным причинам лишается его.

Условие победы и условия поражения остались теми же. Чтобы победить, монахам нужно убить инкарнацию Ву-Фена(ов). Ву-Фен же зловеще гогочет, если все монахи умерли, если колода призраков иссякла, а Ву-Фен(ы) не убит(ы), или если три тайла деревни захвачены.

Пока писала всю эту фигню выше, то поняла, что правил и нюансов в дополнении достаточно много и, пожалуй, следует их внимательно перечитать, чтобы закрепить пройденное и на всякий случай проверить нас на наличие читов.

Монахи. Лицо выражало скорбь и муку...

Монахи. Лицо выражало скорбь и муку…

По счастливой случайности ситуация сложилась так, что играли мы всего втроём. Сначала надо мной нависла угроза объяснения правил новичкам, но, слава богу, делать мне этого не пришлось. Всё-таки ощутить вкус не опробованного доселе допа к Ghost Stories казалось мне почти священным действом, в которое не должны были вторгаться не-ценители (да, я сноб). И, потом, хотелось настоящего мяса, одинаковой вовлечённости и одинакового влияния на процесс всех участников. Мы же знаем, что кооперативки грешат болезнью лидера, который указывает всем, что и как делать. И как-то Пролётов так удачно подвернулся под руку :). Одна бы я против Фрая так долго не продержалась… Удивительно, но я оказывается, довольно хорошо помнила правила, которые читала почти год назад. Поэтому я быстро изложила им в общих чертах обновлённый механизм Black Secret, а нюансы мы быстро нанизали на эту канву общего представления об игре.

Фото партии я получила не сразу, так как снималось это на Олин фотоаппарат. Я была настолько поглощена процессом, что даже не замечала происходящего вокруг. На Олину реплику: «Лена Сычева сидела за соседним столом» я лишь удивлённо произнесла: «Была Лена Сычева? Не видела её…». И даже при обычном просмотре фотодокументов я испытываю какое-то очень странное удовольствие: восхищение вперемешку с чем-то ещё. Меня слегка пугают эти необычные ощущения…

Хреновый бросок

Хреновый бросок

В целом партия развивалась так, как обычно развивается партия в Ghost Stories. Сначала ты успокаиваешь себя тем, что поля игроков практически пусты, а Фрай тратит выходящих призраков на призыв демонов и проклятия. Он одержим идеей копать в катакомбах в поисках урн, чтобы поскорее пустить Ву-Фена в деревенский разгул. Мы пока не понимаем, как ему помешать, просто пытаемся играть, как обычно. Принимать решения в Black Secret невероятно сложно, а с течением партии сложность их принятия возрастает многократно. Появляется хоть и терпимый, но даунтайм, Фрай подпинывает нас Димкой, чтобы мы ходили быстрее. Мы пытаемся, но оценить последствия каждого варианта хода (а их целая куча) сложно, поэтому мы постоянно колеблемся, пока я не принимаю окончательное решение, чтобы прервать этот тупняк.

К концу партии, когда бОльшая часть катакомб была изрыта демонами, и вот-вот на деревню должны были поползти Ву-Фены, Фрай решил немного поменять тактику. Призывать фигуру Ву-Фена уже не было ни времени, ни возможности, так как поля были здорово забиты призраками и вылезшими скелетами. И если на протяжении партии мы редко теряли жизни (а иногда делали это специально, чтобы активировать некоторые кровавые мантры), то ближе к развязке этого смертельного противостояния мы стали стремительно скидывать жетоны Чи из-за переполненности досок. Мы не чистили поля от призраков, так как было ясно, что кульминация близко, а выход призраков приблизил бы наш проигрыш из-за кончившейся колоды.

На поле три Ву-Фена. Hope Killer ещё бодр

На поле три Ву-Фена. Hope Killer ещё бодр

Вот я всё время себя одёргиваю, что надо сначала обдумать, чтобы куда-то лезть и на что-то соглашаться. Особенно, если это предлагает Фрай. Может, моё первое впечатление о нём было верным? 🙂 В начале нашего знакомства он бесил, раздражал, а я отказывалась идти в гости туда, где был он. Да и ту партию в «Крагморту», на которую я по незнанию согласилась, я никак не могу забыть. Хотя и выиграла её… Но могли бы предупредить! И тут эта зараза говорит: «Нюсечка, а давай с тремя Ву-Фенами сыграем!». Ну, не могу я отказаться от мяса, когда он подано под видом няшечки Ghost Stories. И я согласилась. Мы оставили монахам по четыре жетона Чи и инь-яни, поэтому уровень игры получился чем-то средним между Normal и Nightmare.

В дополнении Black Secret есть новый вид карт, о котором я ещё не упоминала — это карты призыва. В количестве от одного до четырёх они замешиваются в колоду призраков вместо карт Ву-Фенов. Колоду же с Ву-Фенами забирает себе… Ву-Фен. Дело в том, что некоторые жетоны катакомб и проклятий позволяют игроку-злу брать в руку верхнюю карту из колоды Ву-Фенов. Когда же выходит карта призыва, то Ву-Фен берёт ещё одну карту из колоды и выбирает, какого Ву-Фена он хочет засандалить в деревню. Так вот у Фрая всего в руке оказалось семь Ву-Фенов различного пошиба, а успел он ввести в игру четыре из них, так как сыграл мощное проклятие четвёртого уровня, добавляющее (сюрприз!) Ву-Фена в игру.

Махла

Махла

Для начала нам в лоб прилетел Hope Killer, название которого говорит само за себя. Фрай довольно потирал руки, потому что был уверен, что нам с этой тварью в сложившейся обстановке не справиться. Пролётова я убеждала чистить поля от призраков по минимуму и лихорадочно собирать токены Дао для битвы. Как только мы избавились от Убивающего Надежду, то эта самая Надежда (и почти Вера, но тока не Любовь) немножечко возродилась и как бы намекнула, что не всё потеряно. Надо сказать, что Фрай сделал прекрасный финт, чтобы этого никогда не произошло, подкинув нам Dark Mistress, которая блокирует токены Дао. Поэтому сначала нам пришлось прикончить её.

Я не помню, кто из них появился в деревне первым: Ночные Колдуньи или Армия Мёртвых. Но я прекрасно помню, что Колдуньи лишили нас возможности воспользоваться такими нужными на тот момент инь-янями, а Армия Мёртвых нанесла тот самый удар, который окончательно нас сокрушил. В фазу «инь» Фрай кинул новый чёрный промо-куб проклятья, а затем вытащил призрака, скинул его в дискард и хладнокровно сыграл проклятие. Два тайла деревни друг за другом были захвачены призраками, что с первым перевёрнутым тайлом значило для монахов только одно — внезапное безапелляционное поражение.

После тяжёлой партии я нашла печенюшку и съела её

После тяжёлой партии я нашла печенюшку и съела её

Будем ли мы ещё играть в Ghost Stories: Black Secret? Да, будем, если Фрай обещает снова побыть вселенским Злом.

29 комментариев

  1. Фрай:

    Естественно, побуду.

  2. Ух, получился обзор сразу всей трилогии. Спасибо! Надо себя уже перебороть и разложить Призраков с BS, у Кати отлично получается играть за зло 🙂

  3. xellir:

    Отличный обзор, Нюся! Вези в Вологду. Если никто не соблазниться, побуду Ву-фегом, бва-ха-ха(извините)

  4. xellir:

    А по компонентам — все только для нового режима игры или есть что-то, что можно в отрыве от игрока-вуфенга добавить? А то думаю, надо мне или нет…

    • Njuse4ka:

      Для нового режима всё. Коробку, кстати, можно было и не делать такой большой. Как у Белой Луны хватило бы. И вообще можно всё одну с базой запихать… У меня просто рука не поднимается коробки выкинуть 🙂 Тем более, что коробка с базой потрепалась уже от частых переносок.

      • xellir:

        Жаль…Мы, в основном, вдвоем рубимся — как то Темные секреты не в кассу(
        Я коробки уже штабелями выкидываю от дополнений, иначе все в шкаф не влазит.

    • Фрай:

      Есть новые карты монстров, можно использовать их.

      • Njuse4ka:

        по-моему, там черносекретных призраках везде всякие свойства черносекретные, не? активировать демона или проклятье наложить. кстати, надо было не 40 призраков, а 50 в колоду 🙂 мы же играли за четырех монахов. 40, если две доски нейтральные, но мы не играем с нейтральными досками. так что у тебя ещё было бы время покопать.. фигура ву точно вылезла бы в деревню и дала нам п*ды (пардоне муа).

  5. MisteriG:

    2 круглых стола вместе, вот они — разные миры — деревня и монахи)) Проблема места во вселенной Ghost Stories.
    Только благодаря Нюсиным обзорам взял эту головоломку. Поскольку не опробовал — впечатлениями поделиться не могу)

    • Njuse4ka:

      Это ОЧЕНЬ атмосферная головоломка 🙂 Спасибо за доверие, я его очень ценю.

      • Mootabor:

        Нам на этих выходных прибыла база с маджонгом. Последний отголосок вологодского лета ) Теперь осваивать будем.

  6. Это просто эпик какой-то!

  7. Kron:

    Эпично!
    У нас доп. уже 2 раза был полностью разложен и до сих пор не разу не игран. Я, если честно, уже готов его продать, но коробки от Базы и Белой луны уже давно выкинул 🙂

    Юшин классно раскрасил новые фигурки Ву-Фенга!

  8. Офигенно!
    Нужно покупать Секрет. А то в последнее время Призраков немного оттеснил на задний план поток новинок в нашей коллекции. Нужно освежить.
    К тому же в последнее время заметил, что у нас очень много игр на четверых, а достаточно мало на 5 и больше. А собираться мы часто стали в составе 5+
    Да и в нашем окружении много людей, которые хотят играть за зло, даже не соглашаются играть в чистые кооперативы, где нет возможности выступить на темной стороне … Как то даже слишком много таких людей … хм … *ушел подумать что не так в моем способе выбирать друзей*

    • Njuse4ka:

      Значит в вашей компании сложилась очень хорошая предпосылка, чтобы оценить «Черный секрет» по достоинству 🙂 Вас наверняка вштырит.

  9. Ой как ты меня заинтересовала этим допом. Я ж тоже начитался, что доп такой ужасный, что ужаснее, чем сам Ву Фенг. Я уже решил, что буду искать только Белую Луну.
    А вселенское Зло — это я, Мне не придется долго искать=)

    • Njuse4ka:

      достойное вселенское зло найти так сложно! твоим друзьям несказанно повезло )

  10. Людмила:

    Подскажите, одному игроку реально справиться с игрой или даже пытаться не стоит?

  11. Людмила:

    Имею в виду базу …

    • Njuse4ka:

      Да, конечно 🙂 Понятно, что одна голова хорошо, а две лучше, но всё реально 🙂 Вообще, на планшете лучше тогда поиграть, если одному. Если таковой имеется.

      • Людмила:

        Спасибо 🙂 Попробую на планшете, а там посмотрю, приобретать настолку или нет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.