Очень трудно было утром проснуться. Почти невыносимо было спокойно объяснять маме, что пришла я поздно, поэтому мне надо поспать ещё хотя бы пару часов, и приеду я на дачу, скорее всего, только к обеду. «Ладно», — высокомерно отчеканила она. Я нацепила повязку на глаза, потому что холодное осеннее солнце после вчерашнего дождливого дня очень ярко светило даже через плотные шторы в спальне, и, пока не провалилась в тревожный утренний сон, успела попросить Ю залить в машину хоть немного бензина, ибо там было пусто, как в моей голове с утра после бурной настольной ночи.

К слову, ночь выдалась архи непонятная. С одной стороны, всё было весьма познавательно, потому что мы опробовали аж три новые клубные игры. С другой стороны, все три оставили совершенно разное впечатление, настолько разное, что начну я, пожалуй, с ощущения от Фзззт!.

Несмотря на мой обычный словесный понос, ощущение от игры Фзззт! можно кратко обозначить одним словом… а, нет, простите, двумя, даже фразой «редкостная фигня». Абсолютно невразумительное нечто, в которое доигрываешь ради того, чтобы доиграть, потому что «ну раз уж началииии…». Прикольная идея про сумасшедших роботов, ваяющих по схемам штуковины, банальные, но хорошо зарекомендовавшие себя механики (декбилдинг и Зельеварение с Собеком машут ручкой) были превращены в игру, в которую совсем неинтересно играть. Причем, тут не идёт речь о моих, например, девочковых предпочтениях, потому что на маркер первого игрока в виде гаечного ключа я невероятно возбудилась :) . Да и в целом, если игра не «моя», то я могу вполне объективно её оценить после партии, и никогда не назову, например, Игру престолов отстойной, потому что терпеть её не могу. Ведь это объективно прекрасная настольная игра в своём жанре. Но честное слово мне сложно представить того, кому бы Фзззт! понравилась, или я вообще ничего не понимаю в настольных играх. Смотри-ка, лучшая карточная игра 2009 года по мнению UK Games Expo Awards. Ну-ну. Уныло.

Пойдём по нарастающей. В этот же вечер (и ночь) было сыграно несколько партий в настолочку для двух игроков под названием Halali! (в оригинале Tally Ho!) от создателя, к слову, Café International Руди Хоффмана аж в лохматое начало семидесятых. Можно сказать, что эта игрушечка мне даже понравилась, если бы не парочка «но», которые почему-то отбросили меня в нелестных мыслях к настольному Мистеру Джеку. Я сейчас попытаюсь, как могу, объяснить, что мне не понравилось.

Мы привыкли рассуждать на тему рандома, о действиях, зависящих от игрока и независящих, а также говорить о балансе в игре. Но почему-то очень редко, кто упоминает о такой штуке, как ограничивающей игрока роли баланса. То есть игровой баланс доведён до такого совершенства, что одна и та же пара игроков будет получать в каждой партии этой игры очень похожий результат. И баланс, учитывая конкретную механику, оказывает медвежью услугу, ставя твёрдый потолок, выше которого не прыгнешь. Башку сломаешь, думая, как бы неповоротливым охотником завалить нахального медведя, но не прыгнешь…

Один игрок за голубых (не то, что вы подумали, а за зверей), второй играет коричневыми, то есть людьми. Они не потому коричневые, что с говенцой, это просто цвет, уверяю вас. Хотя… Играются две партии. Во второй из них игроки меняются ролями, а сумма очков подсчитывается по результатам обеих партий. И никак не поворачивается язык назвать случайностью такой, например, результат: 56-82 у одного игрока и 52-86 у другого, потому что зверями играть действительно сложнее из-за белоснежного потолка над головой (или дула ружья у приветливого охотника в руках), и именно поэтому партии две, а не одна. О чём игра? Об убивать зверей и людей. Очень семейная и с приятным артом. И для двух игроков.

После всей этой фигни так приятно просто сидеть и вспоминать совершенно прекраснуюQwirkle. Всё-таки я люблю всякую абстрактщину, а Qwirkle мало того, что очень красива (хотя и довольно объемна из-за больших по размеру компонентов, кто-то может углядеть в этом минус и будет не прав), она ещё представляет собой добротный коктейль из руммикуба, маджонга, домино, скрэббла и инжениуса. Для ценителя абстрактщины это настоящий праздник души! Проста в правилах и исполнении, но не так проста в геймплее — качества для подобного творения весьма ценные. Очень рекомендую опробовать, если вы питаете слабость ко всем или некоторым из вышеперечисленных ингредиентов коктейля под названием Qwirkle. Ням.

qwirkle1

Вечер… в смысле, ночь закончилась маджонгом. И, пожалуй, впервые за долгое время я остановлюсь на этом моменте подробнее, но вовсе не потому, что эта игра стояла, стоит и будет стоять гордым уникальным особняком у многих завсегдатаев нашего настольного клуба в Архангельске, а потому что имею ряд размышлений по поводу оной и околоигрового.

В нашем клубе решено проводить второй турнир по классическому китайскому маджонгу в Архангельске. Это решение зрело довольно долго, потому что опыт, полученный в результате предыдущего турнира, был очень неоднозначный. В голове «вылежались» и «забродили» некоторые мысли, а главное были усмотрены вопиющие ошибки касательно непреложных правил, нарушение которых, я думаю, повлекло за собой очень серьёзные игровые последствия и выдало те результаты турнира, которые увидел клуб в апреле.

limitСкажу, может, чего новое, но чаще всего очертания непроходимой тупости отчетливо проступают во мраке трех часов ночи, когда вторая сигнальная система в мозгу начинает потихоньку отказывать, а Корабль первый раз в истории Клуба собирает лимитированную комбинацию «Трое великих учёных».

С тех пор, как главный старкрафтер Архангельска Димко жестко подсел на маджонг, я непрестанно воюю с ним по поводу правила удвоений победных очков. Причем не по поводу случаев, когда подсчитанные в раздаче очки удваиваются, а по поводу того, как технически это делается, когда удвоений несколько. Мне больше импонирует правило сложения удвоений, подсмотренное мною на сайте одного московского клуба маджонга, а не последовательного удвоения. К примеру, если очки нужно удвоить трижды, то результат умножается на 2+2+2=6, а не на 2х2х2=8. Другими словами, если результат 10 очков, то получится 10х2+10х2+10х2=60, а не 10х2х2х2=80. Хотя я признаю, что канонически делать именно по второму варианту. Тогда почему воюю?

Ситуации бывают настолько разные, что не раз несчастливому игроку приходилось платить больше тысячи очков. Какие там 80… Имея изначальный стек в 2000 очков, заплатить единоразово тысячи полторы – это просто дофига. Это очень, ОЧЕНЬ много. И такие случаи были неединичны.

Целью отдельной раздачи, которых шестнадцать, является сбор маджонга – четырёх комбинаций и пары одинаковых костей. Каждая комбинация имеет стоимость. Стоимости отдельных комбинаций складываются, чтобы определить стоимость маджонга. В некоторых случаях общее количество очков удваивается, к тому же игрок, будучи восточным ветром в конкретной раздаче при взаиморасчетах выплачивает или получает двойную порцию положенных очков. Таким образом, и возникают порой огромные стоимости. Куча удвоений плюс ты Восток, и можно почивать на лаврах, обобрав других до нитки.

Существуют также навороченные лимитированные комбинации, одну из которых и собрал офигевший в конец Корабль :) . Лимитированная комбинация стоит максимальное количество очков, оговорённое заранее, и подсчёт отдельных комбинаций в собранном маджонге не производится. И почему-то только на пятничной игротеке ночью мы вспомнили (господи, стыд и срам), что количество очков, полученное игроком в одной раздаче, сколько бы удвоений у него ни было, хоть пицот, не может превышать размер лимитированного комбо. Обычная такса за лимит 500 очков. Заработал 1500, молодец, но получишь 500. При таком раскладе я согласна умножать удвоения, иначе же моё нутро, чующее несостыковку, восстаёт.

С тех пор как мы в ночи стали обсуждать нюансы правил и поговаривать о регламенте нового турнира, выискиваются некоторые интересные вещи, ведь нюансов очень много, так как много вариантов маджонга, и хочется какие-то из новых для нас правил вычленить и применить в турнире. Это, например, касается цветов и сезонов – костей, которые по большому счету не влияют на игровой процесс, а просто являются бонусными плюшками, дающими при подсчете дополнительные очки. И тут моё нутро опять восстаёт, к тому же корчась при этом в приступе амбивалентности.

С одной стороны, я не считаю материальность мыслей, а следовательно генерирование удачи, бредом. В это я безоговорочно верю, и вопрос этот настолько глубок и всеобъемлющ, что обсуждать его в этой заметке плохой тон. И если тебе пришли бонусные очки, то это только твоя заслуга. С другой стороны, заполучив цветок, ты сразу получаешь уверенность, что 4 очка у тебя уже есть. А четыре очка – это довольно много для такой бонусной кости, потому что открытый панг на благородных драконах, например, тоже стоит 4 очка, а поди попробуй собери. Это не так просто. Какие-то неравнозначные вещи получаются. Поэтому я часто предлагаю сыграть без цветов и сезонов, но привычка берёт своё, и они замешиваются с остальными костями, чтобы принести счастливчикам халявные ПО.

mahjong (1)

И о самом регламенте. В тот раз, не зная последствий, мы решились на продолжительный турнир, что вышло нам очень кривым и острым боком. В этот раз подобной ошибки допущено не будет, я рассчитываю на три отборочные игры по восемь раздач и финал в шестнадцать и на возможность уложиться в два игровых вечера. Никаких затянутостей.

Да… И всё это обсуждалось тихо – мирно уже ближе к четырём часам утра, когда неожиданно просветлевшая от недосыпа голова, выискивала узкие места и реанимировала давно забытые нюансы этой удивительной игры. А фотосессия моего лица при виде лимита у Корабля в руке не вызывала сомнения – либо я открыла рот, чтобы что-то сказать, либо сейчас сблевану от переизбытка нахлынувших чувств. Рядом старкрафтеры мирно играли в Роборалли – их новое и неожиданно сильное увлечение, а уставшая Ольга их периодически с надеждой спрашивала, собираются ли они заканчивать. Корабль выиграл, и мы с ним уплыли в одном такси, где в салоне электронная тётенька мерзко пищала и говорила «вам нужно пройти ТО!», таксист по этому поводу славно шутил, а потом неожиданно включил одну из моих любимых композиций, которую я и слушала недолгую дорогу домой навстречу сну. Сну, который так болезненно прервали каких-то четыре часа спустя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Докажи, что ты не бот * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.